Яндекс.Метрика
  • Евгений Алексеенко

Евгений Алексеенко: «Мошенники чаще всего обманывают петербуржцев по телефону и в СМС-сообщениях»

Начальник управления безопасности Северо-Западного ГУ Банка России – о том, как себя обезопасить
Фото: пресс-служба Управления по связям с общественностью Северо-Западного ГУ Банка России

Современные технологии дают новые возможности – люди могут быстро и комфортно пользоваться финансовыми услугами. Однако их берут на вооружение и мошенники, столкнуться с которыми теперь можно не только по телефону, но и в социальных сетях, в мессенджерах и мобильных приложениях.

Злоумышленники используют психологические методы для влияния на человека, чтобы он раскрыл личные и финансовые данные или сам перевел им деньги. Они звонят от имени банка или правоохранительных органов, предлагают вывести деньги на «безопасный» счет. Мошенники обещают вернуть похищенные деньги тем, кто зарегистрируется на специальном сайте. Или представляются потенциальными работодателями и просят внести вступительный взнос, чтобы «зарезервировать вакансию» или «активировать аккаунт». На самом деле мошенники присваивают эти деньги, а потом используют данные банковской карты и номер телефона, чтобы получить доступ к счетам человека и украсть еще больше.

Банк России внимательно следит за тем, какие новые схемы используют мошенники, и информирует о них правоохранительные органы, сотрудничает в сфере информационной безопасности с банками и сотовыми операторами. Во втором квартале это помогло банкам отразить более 6,5 миллиона атак на счета клиентов, и мошенники не смогли похитить более 900 миллиардов рублей.

По данным опроса о безопасности финансовых услуг, который ежегодно проводит Банк России, типичный портрет петербуржца, который пострадал из-за мошеннических действий, – мужчина от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием.

Чаще всего петербуржцы сталкивались с телефонным и СМС-мошенничеством (58 процентов). Гораздо реже – с мошенничеством в мессенджерах (13 процентов), в рассылке по электронной почте (11 процентов) и социальных сетях (10 процентов), свидетельствуют данные прошлогоднего опроса.

При этом жители Северной столицы показали себя финансового грамотными и осторожными: 87 процентов петербуржцев, столкнувшихся со злоумышленниками, не поверили им. Но 4 процента респондентов все же сняли деньги или перевели их мошеннику, а 2 процента передали мошеннику данные своей карты или ввели эти данные в Интернете на мошенническом сайте.

Новый опрос Банк России проводит прямо сейчас – до 30 ноября поучаствовать в нем могут все желающие. Опрос анонимный. Отвечая на вопросы, вы сможете оценить, довольны ли вы безопасностью банковских услуг и сервисов, насколько вы осведомлены о правилах безопасного финансового поведения, и рассказать, с какими видами кибермошенничества сталкивались.

Результаты этого опроса используются при разработке мер регулирования в сфере информационной безопасности и в работе по повышению уровня финансовой киберграмотности.