Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Востоковед Кирилл Котков: Си постарается убедить Байдена снять часть американских санкций

Эксперт – о встрече на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско лидеров КНР и США
Фото: https://www.whitehouse.gov

Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин 15 ноября проведут встречу на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско. Какие цели будут преследовать на ней лидеры двух главных экономик мира, рассказал «Петербургскому дневнику» востоковед, руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков.

«О чем хочет договориться с США Си Цзиньпин и что, в свою очередь, нужно самим Штатам? Вашингтон уже давно применяет в отношении Китая «метод кнута и пряника», еще со времен основания КНР в середине 20-го века. При этом он использует естественные «проблемы роста», с которыми столкнулся Пекин. Дело в том, что за последние 40 лет в Китае очень серьезно вырос уровень жизни, там сформировался огромный «средний класс». И тот «эффект низкой базы», который позволил этой стране стать «мастерской мира», постепенно сходит на нет», – указал он.

Как следствие, по мнению эксперта, транснациональные концерны, пользуясь пандемией, начали активно выводить свои предприятия из Китая в соседние страны (прежде всего, во Вьетнам и Индию).

«Как ни парадоксально, но сегодня рабочая сила в КНР стала дороже, чем в России, а по ряду параметров – даже дороже, чем в США. О том, что Америке нужно выводить свои предприятия из КНР, начал говорить еще Дональд Трамп в бытность президентом США. Байден, несмотря на все внешние противоречия с Трампом, активно продолжает эту политику, что очень беспокоит Пекин, – подчеркнул он. – Да, Байден сегодня – «хромая утка», и никто не знает, удастся ли ему переизбраться на следующий срок. Но в данном случае это не имеет значения. Кого бы ни избрали президентом США в 2024-м, он будет продолжать политику экономического «размежевания» с Китаем. Поэтому задача Си – убедить Вашингтон в том, что экономические связи между странами важнее политических противоречий. И что необходимо постепенно снимать американские санкции, введенные против китайского высокотехнологичного сектора», – считает аналитик.

Впрочем, что касается самих «хай-тек» санкций США, то, скорее, это – протекционистские меры, призванные защитить американских производителей, говорит он.

«А США намерены в очередной раз дать понять Китаю, что в мире есть только один центр мировой экономики и они не потерпят существования альтернативного центра. Америку вполне устраивает ситуация, при которой она является метрополией и находится «на вершине пищевой цепочки». Что касается России, то для нее, с точки зрения США, вообще не предусмотрено места в структуре мировой экономики. И вовсе не потому, что «нас на Западе не любят». Проблема России – в периферийности ее положения относительно мировых торговых путей. Исторически через нашу страну не проходил ни один важный торговый путь, а те, которые есть, например, Транссиб, легко заменить морскими перевозками. Поэтому Америка мало учитывает наши интересы. И именно поэтому для нас главный способ выжить и сохранить суверенитет – выстраивать самодостаточную экономику, а не вписываться в чужие структуры», – сообщил Котков. 

Аналитик напомнил – уже превратившись в «мастерскую мира», Китай долгое время не заявлял о том, что у него есть свои права и притязания, и Запад это вполне устраивало.

«Но после того, как Китай вознамерился построить модель экономики, похожую на западную, но «зеркальную» ей, то и отношение к нему на Западе изменилось. Ведь суть проекта «Пояс и путь» – выстраивание значительной части мировой экономики вокруг КНР. Но американцев категорически не устраивает еще один центр мировой экономики. Поэтому на встрече Байден наверняка попытается убедить Си Цзиньпина в том, что Китай «дружит не с теми», и использует для этого все возможные рычаги давления – от «проблемы Тайваня» до уйгурских сепаратистов. Впрочем, судя по последним сигналам из Пекина, начинать агрессию против Тайваня Китай сейчас не готов. Для этого ему необходимо дождаться момента, когда Америка просто не сможет оказать помощь острову», – считает востоковед.

По мнению Коткова, для Китая главный аспект переговоров в Сан-Франциско – все-таки экономический.

«Си наверняка постарается договориться с Байденом о снятии хотя бы части американских санкций – в обмен на те или иные уступки. Они, на самом деле, серьезно мешают ему развиваться. Ведь китайская экономика до сих пор остается экспортно ориентированной, и полностью переключиться на внутренний рынок ей не удалось. Россия же необходима КНР как «крепкий тыл», а также почти бездонный источник дешевых углеводородов. Однако «российская» тема – далеко не главный вопрос в переговорах двух лидеров. Россия имеет крайне мало рычагов влияния на Пекин, в отличие от США», – отметил Котков.

Кроме того, США и Китай могут обсудить и тему возможной «постановки на паузу» конфликта на Украине.

«Понятно, что для Запада возможное перемирие очень выгодно – ему необходимо время, чтобы перевооружить Украину и переформатировать ее руководство. А потом начать новый этап войны, уже в более выгодном для себя формате. И Байден постарается заручиться в этом плане поддержкой лидера КНР. При этом для Китая не очень важно, будет перемирие на Украине или нет – Пекину гораздо важнее сохранить хорошие отношения с РФ. Ведь другого партнера с подобным ресурсным и военным потенциалом у китайцев нет и не предвидится. По итогам переговоров, стороны, скорее всего, останутся «при своих». Но для виду наверняка будут опубликованы какие-то декларации, выдержанные в умеренно дружественном тоне», – заключил востоковед Котков.