Яндекс.Метрика
  • Светлана Дягилева

ВТБ: мошенники стали звонить через приложения для объявлений

Злоумышленники вызывают доверие собеседника, которому звонят из знакомого сервиса, а затем пытаются похитить его средства
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Аферисты нашли новый способ для связи с пользователями площадок для объявлений, которые в целях безопасности скрыли реальные номера своих клиентов и запустили для зарегистрированных пользователей возможность звонков из контура сервиса, через приложение. Теперь злоумышленники используют этот функционал для выманивания денег. Собеседник, получая входящий вызов из знакомого приложения, считает, что к нему обращаются в связи с его объявлением и не подозревает обман.

Дальше разворачивается стандартная схема, цель которой сначала вызвать у собеседника сомнение в безопасности сохранности его средств, а затем организовать их «спасение».

На первом этапе злоумышленник предлагает продавцу из объявления перевести задаток или сразу оплатить товар переводом на банковскую карту. Для этого он запрашивает ее реквизиты, обычно это номер карты. Мошенник вычисляет, какой банк выпустил карту, и вводит ее данные на странице доступа к онлайн-банка. Далее злоумышленник, используя функцию восстановления пароля, пытается получить доступ уже к личному кабинету – пользователю приходит код доступа, а в это время мошенник «забалтывает» продавца и просит его назвать код из СМС, якобы для подтверждения перечисления задатка. Средства мошенник не переводит и прекращает общение. Однако таким образом аферист попадает в онлайн-банк и оценивает финансовое положение «жертвы».

Впоследствии к комбинации присоединяется сообщник, который представляется сотрудником службы безопасности банка или силовых ведомств, расспрашивает о подозрительных звонках и акцентирует внимание на площадках объявлений.

Когда «жертва» вспоминает случай с задатком, мошенник предлагает «спасти» средства с помощью «безопасного» счета или специального, нового приложения «защитника».

«Вслед за звонками по телефону и в мессенджерах мошенники освоили новый канал – связь через приложения площадок для объявлений. Опасность таких звонков еще и в том, что пока от них не защищают антиспам и антимошеннические фильтры. Мы просим всех клиентов сохранять бдительность, всегда перепроверять поступающую от незнакомых лиц информацию и никому не сообщать конфиденциальные данные по телефону. Запомните, что все сделки на маркетплейсах или сайтах объявлений надо совершать по безопасной схеме, предусмотренной этими ресурсами», – отметил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.