«Везде нужны»: о перспективах развития беспилотников – вице-президент «Сколково» Алексей Беляков
Беспилотные летательные аппараты давно перестали быть частью лишь военной отрасли. Вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) Алексей Беляков уверяет, что у беспилотников огромный потенциал в сфере сельского хозяйства и даже бытовой логистики. Аппараты могут не хуже людей распылять удобрения и доставлять посылки. Впрочем, не все так просто.
– Расскажите о наиболее перспективных направлениях использования беспилотных летательных аппаратов.
– Ключевых направлений три. Первое – мониторинг различной инфраструктуры: газопроводов, трубопроводов, энергетических объектов и так далее. Этот рынок активно развивается уже пять-шесть лет, там есть крупные игроки, в том числе из Петербурга.
Беспилотники, как правило, осуществляют визуальный контроль работы оборудования, вылетая на нужную точку в определенный период времени. Полученную информацию беспилотники направляют оператору, который анализирует данные и принимает решение, что делать дальше. При этом уже сейчас есть реализованные проекты, в которых благодаря искусственному интеллекту беспилотные летательные аппараты в каких-то элементарных случаях могут принимать решения сами.
Второе направление для развития беспилотников – это сельское хозяйство, точнее его часть, связанная с внесением удобрений. Это суперперспективное направление, поскольку позволяет решить ряд принципиальных вопросов, в том числе увеличить экономическую эффективность за счет роботизации процессов. Это направление тоже активно развивается, особенно в таких сельскохозяйственных регионах, как Краснодарский край или Ростовская область. В нашей стране уже работают компании, которые предоставляют такой сервис.
Третье направление – рынок логистики, с которым сейчас связывают огромные надежды. Работа маркетплейсов и других сервисов значительно изменится, если беспилотники смогут доставлять заказы до порога дома. Главным образом, срок доставки посылок значительно сократится, даже жители отдаленных от городов населенных пунктов смогут получать заказ в течение часа.
Все остальные направления можно назвать нишевыми. Так, беспилотные летательные аппараты могут быть полезны в вопросах обеспечения безопасности, например с помощью них можно мониторить количество работающей техники на каком-то производстве. Есть интересные рынки, связанные с мониторингом строительных площадок.
Однако для того чтобы этот рынок заработал, требуется преодолеть ряд серьезных регуляторных и технологических барьеров.
– О каких барьерах идет речь?
– Главным образом, сейчас трудно гарантировать безопасность. Первые два рынка, о которых я говорил выше, в общем-то, безлюдные, поэтому вероятность возникновения каких-то аварий там невелика. Однако для того чтобы беспилотники могли работать в логистике, надо добиться того, чтобы они летели туда, куда нужно, ни во что не врезаясь и не падая людям на головы. В населенных пунктах, где много зданий, сооружений и жителей, добиться этого непросто.
Особенно сложно с заказами, которые делают жители многоквартирных домов. Добиться того, чтобы посылки влетали прямо в форточку, пока невозможно, но беспилотники могут доставлять грузы к некому центру выдачи, который может располагаться, например, на крыше или во дворе многоквартирного дома.
– В «Сколково» есть проекты, которые позволяют решить эти вопросы?
– Да, особенно мне хотелось бы выделить петербургскую компанию «Аэроскрипт», которая занимается IT-системами управления воздушным пространством. Если говорить в общих чертах, то специалисты разработали платформу, которая позволяет быстро получить разрешение на вылет беспилотника, согласовать с регулятором маршрут движения, а при необходимости скорректировать его. Таким образом, эта платформа – универсальное IT-решение, которое будет работать и в сельскохозяйственной отрасли, и в логистике. Сейчас проект находится на этапе тестирования.
Есть еще одна компания «Флай дрон», это своеобразный маркетплейс, позволяющий заказать любую услугу с помощью дрона, будь то мониторинг или доставка. Насколько я знаю, компания планирует введение экспериментально-правового режима, чтобы начать тестировать сервис в определенных зонах Петербурга и Ленинградской области.
Вообще, Петербург очень силен в области развития беспилотных летательных аппаратов. Здесь есть несколько резидентов, которые занимаются разработкой дронов, наземной инфраструктурой. Выпускники петербургских высших учебных заведений активно делают стартапы, которые потом внедряются на предприятиях.
– А студенческие стартапы имеют шанс заинтересовать «Сколково»?
– Чтобы запустить проект, требуется определенный опыт. Например, в Кремниевой долине средний возраст предпринимателя составляет 40 лет. Так что срабатывают в основном стартапы, которые сделаны уже зрелыми выпускниками вузов.
При этом крупные компании заинтересованы в поиске талантливых ребят. Работы в сфере беспилотников еще очень много, так что отрасль очень нуждается в квалифицированных кадрах.
– Государство со своей стороны может как-то помочь развитию беспилотников?
– Уже существует национальный проект, направленный на создание необходимой IT-инфраструктуры, а также на снижение регуляторных барьеров, чтобы, например, разрешение на полет не требовало так много времени.
Кроме того, этот национальный проект предполагает появление в вузах новых специальностей для развития сферы беспилотников. У нас уже есть вузы, готовящие таких экспертов, например Московский авиационный институт, однако квалифицированных кадров все равно радикально не хватает. Впрочем, это касается всех сфер, не только беспилотников.