Мария Сафарьянц: «Мы сделаем акцент на голоса, юмор и драконов»
– Мария Саркисовна, не каждый фестиваль может похвастать таким долголетием. Помните, как все начиналось?
– Идея фестиваля, в котором соединяются музыка и красивейшие дворцы Петербурга, родилась в 1991 году и принадлежала моему мужу Константину Орбеляну. Я подключилась к подготовке чуть позже, а в 1997-м взяла бразды правления в свои руки. Предпринимательского опыта у меня не было, и шишек я набила немало. Но нашлись единомышленники. Даже советские, во многом консервативные директора музеев поддержали проект. Это было счастье.
– Фестиваль постоянно развивается. Какие новые краски он приобрел за эти годы?
– Когда мы начинали проект, рассчитывали, что он будет проходить в мае-июне. Но со временем фестиваль перерос в годовой и стал постоянно действующим. Думаю, причина в том, что это очень правильное направление для Петербурга. В таком красивом городе, как наш, этого фестиваля просто не могло не быть. В нем гармонично соединяются красота музыки и красота дворцов, в которых она звучит. Такова наша лепта в популяризацию города.
Последние лет десять мы стали устраивать для всех желающих экскурсии по тем залам, где проходит концерт. И, знаете, билеты с экскурсией разлетаются в первую очередь. Кроме того, мы с самого начала понимали, что наш фестиваль должен иметь отличную от других программу. Я сразу хотела сделать что-то невероятно красивое, светское, эксклюзивное и с новыми лицами. Со временем наш фестиваль создал свой банк исполнителей. Многие из них не были известны широкой публике. И мы гордимся, что артистов, уже раскрученных нами, теперь приглашают на другие мероприятия.
Мы стали работать с «Открытым городом» – это совместный проект городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Такое сотрудничество помогает нам открывать двери самых красивых особняков, недоступных для свободного посещения, и устраивать в них концерты.
Например, мы давали концерты в особняке Кельха, доме Германского посольства на Исаакиевской площади, в особняке Пашкова. Люди готовы прийти, даже если дворец еще не восстановлен, чтобы первыми узнать что-то новое. Эта страсть к познанию вообще характерна для петербуржцев.
– Скажите, изменилась ли публика?
– Та аудитория, что мы создали, замечательна, и она постоянно расширяется. Есть люди, которые ходят к нам с самого первого фестиваля. Появилось много новых зрителей, особенно молодых, что нас радует. Мы не забываем о своей социальной миссии и приглашаем на концерты студентов. К нам приходят ребята из Университета путей сообщения, Политехнического университета, Санкт-Петербургского госуниверситета, слушатели Военно-медицинской академии, врачи и медицинский персонал из больниц и госпиталей.
– Как вам удается сохранить статус международного фестиваля столько лет?
– Участие иностранных гостей для нас не самоцель. В то же время мы и наша публика всегда рады видеть исполнителей из других стран. Так получилось, что в приоритете артисты из Италии, где я работала.
Конечно, сложности есть. Это крайне дорогая и неудобная логистика. Бывает, что и гости немного покапризничают. Но гонорар никто не увеличил. Они очень любят Петербург, хорошо здесь себя чувствуют и говорят, что у них ничего подобного нет. Наш артистический пул остался с нами и с Россией.
– Каким будет первый концерт, который задает тон всему фестивалю?
– 12 ноября в Шереметевском дворце состоится премьера музыкально-литературного спектакля «Бессмертная возлюбленная» (6+). Этот перформанс, снискавший большой успех на европейской сцене, оживит образы женщин, ставших музами для гениев музыки – Моцарта, Бетховена, Беллини и Шумана. Солистка и рассказчик – одна из самых ярких сопрано нашего времени Марина Зятькова. Кстати, вместе с мужем итальянским дирижером Кристианом Делизо певица переехала из Неаполя в Петербург. Они хотят, чтобы их сын получил образование именно в России.
Во втором отделении прозвучат сочинения Шумана в исполнении «Санкт-Петербург трио». Будут играть Сергей Словачевский, Андрей Догадин, Станислав Соловьев и я. Для меня скрипка по-прежнему остается на первом месте.
– Что зрителей ждет дальше?
– 18 ноября в Николаевском дворце состоится концерт с участием легендарного итальянского трубача маэстро Нелло Сальцы (6+), известного во всем мире как «труба Морриконе». Саундтреки в его исполнении звучат в сериале «Спрут» (12+), фильмах «Жизнь прекрасна» (16+), «Легенда о пианисте» (16+), «Неприкасаемые» (16+) и «Однажды в Америке» (16+) и других кинохитах.
Центральным событием фестиваля станет выступление в Мраморном зале Этнографического музея звезды мировой оперной сцены Барбары Фриттоли. Самое знаменитое «вердиевское сопрано» даст концерт 3 декабря (6+). За дирижерским пультом будет маэстро Стефани Виньяти. 4 декабря в Эрмитаже состоится концерт «Музыкальные юбилеи уходящего года» (6+). Прозвучат шедевры композиторов, чьи юбилеи мир отмечал в уходящем году. Здесь также выступит Барбара Фриттоли.
А 31 декабря в Михайловском замке пройдут традиционные дневной и вечерний новогодние концерты (6+), которые уже давно стали доброй и любимой праздничной традицией у петербуржцев и гостей города. В этом году акцент сделаем на красивые голоса, юмор и… драконов. За дирижерский пульт встанет Михаил Голиков.