Яндекс.Метрика
  • Татьяна Коростелева

Анна Лебедь: «Я всегда знала, что мне ничего не достается легко»

Актрису ТЮЗа номинировали на «Золотой софит»
Фото: Предоставлено Театром юных зрителей имени А. А. Брянцева

Актриса Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева Анна Лебедь в ансамбле с Дмитрием Ткаченко номинирована на «Золотой софит» за роль майора Ковалева в спектакле «Нос» (16+) . Гоголевский герой в спектакле раздваивается, Анна играет его ипостась после утраты носа.

– Анна, вам никто не говорил, что вы похожи на актрису Джульетту Мазину?

– Говорили. Первый человек, сравнивший меня с этой великой актрисой, был французский артист Ришар Мартен, который приезжал к нам в ТЮЗ на мастер-классы. Мы общались на птичьем языке, но как-то он донес до меня это потрясающее сравнение. Хотя, конечно, я понимала, насколько мы с ней явления разного уровня. Иногда меня еще сравнивают с молодой Инной Чуриковой времени фильма «Начало» (12+) и роли Жанны д’Арк.

– Как и когда пришло понимание, что вы актриса особенного, трагикомического плана?

– Не могу точно сказать, когда возникло понимание, что я могу существовать на грани комического и трагического. Сейчас у меня такое ощущение, что я просто всегда в этом знании нахожусь, живу с ним.

Изначально я не планировала идти в актерскую профессию, но у меня в школе был замечательный учитель литературы, поэт, он меня увлек художественным словом, научил читать стихи. Читать именно как поэзию, как музыку, как песню. И это мне очень понравилось. Он меня и привел в театральную студию, где я что-то начала играть. И даже получила золотую медаль Дельфийских игр.

Успех меня не то чтобы окрылил. Я всегда знала, что мне ничего не достается легко, что у меня своеобразная внешность, определенная специфика, что мой путь не будет безоблачным. Но я уже встала на актерскую стезю и… несколько лет поступала в театральные вузы.

На третий год даже пошла на подготовительные курсы в Щепкинское училище, чтобы понять, почему «нет», по какой причине. Но там я тоже не получила ответа на свой вопрос. А в Ярославском театральном институте замечательный педагог Александр Сергеевич Кузин дал мне возможность испытать себя, и я постаралась этот шанс использовать.

Должна сказать , что несмотря на все непоступления, для меня не существовало другого варианта. Хотя моя бабушка, преподаватель математики, с трудом понимала, почему я не поступаю в «нормальный» институт и не продолжаю ее дело.

– А что привело вас в петербургский ТЮЗ?

– По окончании Ярославского института несколько моих сокурсников – Андрей Слепухин, Иван Стрюк – были приняты в ТЮЗ имени Брянцева. А мне сказали позвонить попозже. Ну я уже привыкла, что поначалу однозначно получаю «нет».

Тут меня пригласили в Краснодарский театр драмы. За один сезон я сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе» (12+) Гоголя, Зиночку в «Чудаках» Горького – хорошие классические роли, которые дали возможность немного окрепнуть, встать на ноги. А потом меня все-таки взяли в ТЮЗ. Возможно, повлияло то, что Кузин ставил здесь «Датскую историю» (12+) по Андерсену в инсценировке Адольфа Шапиро, и мне дали роль Кудлатой курицы. Благодаря всему этому я научилась ценить неожиданные препятствия, которые всегда приводят к чему-то большему, чем легкий результат.

– Яркая, выразительная пластика – важная составляющая ваших ролей в ТЮЗе. Это природа или результат обучения?

– Удивительную вещь расскажу. В институте я получила красный диплом, где были лишь две четверки – по танцу и по вокалу. У меня почти комплекс возник, я решила, что не танцую и не пою.

И только пройдя большой сценический путь, поняла, что все это могу, умею делать, просто у меня другой способ, как физическое выражение моих эмоций. Оказывается, я умею двигаться. Возможно, это движение не будет красивым балетным па, но оно будет рождаться от совмещения со свободным эмоциональным началом.

– Спектакль «Нос» – второе ваше соприкосновение с драматургией Гоголя. Как вам работалось с режиссером Тимуром Куловым?

– Чудесно! Я шла на первую читку с бьющимся сердцем. Прочтя инсценировку, я, конечно же, хотела играть Ковалева, но даже не допускала этой мысли, думала, ну не бывает на моем пути таких подарков.

На читке Тимур стал предлагать: вы почитайте за этого, вы за того. А мне: вы почитайте за Ковалева. И потом сказал, что он сразу понял: в выборе не ошибся.

– Вы как-то обсуждали для себя превращение майора Ковалева в женщину?

– Я никогда не была рациональной, рассуждения, почему так, а почему этак, – не мой путь. Я артист интуиции, и здесь для меня вопрос «мужское – женское» просто не стоял. Я понимала, что мой Ковалев – оголенный нерв и душа, оставшиеся без сильного тела. Да, есть мужское эго, связанное с умом и силой, и он теряет эту брутальную мужскую оболочку, и остается вот такой беззащитный, слабый, болезненно восприимчивый человек. Мужского он или женского пола – такой проблемы не было. К гендерным вопросам спектакль совершенно не сводится.

– Вы заняты еще в спектакле «Лес» (16+). Как у вас рождался необычный образ ключницы Улиты?

– Мы с режиссером Уланбеком Баялиевым сделали это в полном согласии. Он настолько мудро себя вел, что у меня было полное ощущение, что это наше совместное сочинение, а не установка.

Улита – это одна из ипостасей такой сценической судьбы. Допустим, это актриса, которая способна исполнять любые роли, но в этом спектакле играет ключницу. Режиссер дал мне возможность ее сочинять, подбирать реквизит.

Мы делали спектакль про актеров, которые играют на сцене разные роли. Поэтому появляются странные выпады в другие пьесы, и у зрителей могут возникать параллели с другими спектаклями. Но это все про нас, про артистов, которые существуют в некоем своем круге, пытаются и не могут из него выбраться, при этом они свою участь любят.

Закрыть