Юноша в черном берете вернулся в Эрмитаж

Картина «Портрет молодого человека» была написана в конце XV века. На ней изображен юноша в черном берете, из-под которого выбиваются длинные волосы, в белой льняной рубашке и черной куртке.
Этот небольшой погрудный портрет на темном фоне необычен для Перуджино, который привык работать с монументальным форматом и крайне редко обращался к портретному жанру.
«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», – отзывался о картине выдающийся искусствовед Александр Бенуа.
«Портрет молодого человека» поступил в собрание Эрмитажа в 1850 году. И уже тогда специалисты отмечали, что он сильно пострадал от времени. Так, немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал: «Изначально хорошая картина, но сильно пострадала».
С того времени незначительная реставрация полотна проводилась дважды. И более 150 лет картина не подвергалась серьезным глобальным вмешательствам.
За это время живопись пострадала: появились многочисленные царапины, сильные поверхностные загрязнения, лак помутнел и разложился, а поздние записи потеряли первоначальные тон и цвет.
Исследовав картину под микроскопом, эрмитажные реставраторы вернули изображению оригинальные детали одежды, волос и головного убора. Выявился глубокий синий цвет фона, а ярко-белый воротник юноши стал своеобразным «камертоном» портрета.
«Шедевры рождаются в Эрмитаже благодаря работе реставраторов. А известные шедевры становятся по-настоящему красивыми благодаря их работе», – подчеркнул генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Теперь посетители выставки смогут оценить подлинное мастерство и уникальную манеру Пьетро Перуджино. И решить для себя, изображен ли на портрете сам художник или его современник.
Куратор выставки, старший научный сотрудник Эрмитажа Зоя Купцова рассказала, что свидетельств в эпоху Ренессанса, касающихся небольших произведений, в том числе и этого портрета, не сохранилось.
«Мы можем только предполагать, что это автопортрет художника», – отмечает специалист.
«Период "сосредоточения", который сейчас проходит Эрмитаж, дает возможность серьезно заниматься научной реставрацией шедевров. Сегодняшнее событие – наш вклад в празднование "Года Перуджино". На подходе еще несколько реставрационных сенсаций», – подытожил Михаил Пиотровский.
Выставку можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс до 25 января 2025 года.