Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Олег Газманов: «SHAMAN подвинул меня с первого места. И я этому рад»

5 ноября Олег Газманов отметит 55-летие творческой деятельности большим концертом в БКЗ «Октябрьский». Народный артист России рассказал, чем необычно это выступление и что сейчас происходит в его жизни
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

 Олег, трудно поверить, что вы уже 55 лет на сцене.

– Поделюсь интересным наблюдением. Знаете, когда я стал популярным, в 1988–1989 годах, ко мне подбегали девушки, просили автограф. Прошло лет пятнадцать. Те же девочки подбегают и говорят: «Мама так любит ваши песни!» Еще столько же прошло: «Бабушка обожает вас».
А если серьезно, то свой первый гонорар я заработал в 17 лет. Я уже учился в Высшем инженерном морском училище в Калининграде и играл с группой «Атлантик» в Доме культуры рыбаков на танцах. Полученные 60 рублей (это хорошие деньги, старший инженер получал 120), я потратил на микрофоны и гитары.
В это время я написал песню «Белый снег», которая стала хитом в исполнении Валерия Леонтьева. Позже я ее из аренды забрал. Сделал аранжировку, и до сих пор на каждый Новый год просят везде ее исполнить.

 Наверное, именно морское прошлое наложило отпечаток на ваши песни?

– Я окончил Высшее военно-морское училище. Занимался научной работой, писал диссертацию. Изучал теорию устройства судна и ходил в море три года. Попадал во всяческие шторма, даже 12-балльные. Я – офицер, капитан третьего ранга. Четырежды орденоносец. Медали – за то, что был во всех горячих точках, где попадал в непростые ситуации. С гордостью ношу эти награды. Я член общественного совета Министерства обороны. И сейчас бываю в госпиталях и медицинских учреждениях с концертами, поддерживаю финансово. По-другому просто невозможно. Мы все должны помогать.

 Сегодня нередко говорят о том, что, мол, не время для песен и концертов.

– Великая страна должна быть с великими целями. После революции мы отбили атаки 18 стран, победили в Великой Отечественной войне. А какая светлая музыка была в то время! Даже в блокадном Ленинграде, когда было далеко не так, как сейчас у нас в стране, люди, погибая, фактически умирая с голоду, проводили в филармонии концерт Шостаковича и транслировали его по радио. И все понимали, что мы живы, страна идет вперед. Другое дело – репертуар. Конечно, увеселительным он может быть не везде. Поэтому в моем концерте обязательно будет блок песен, которые я посвящу нашим воинам.

 Вы находитесь под санкциями 27 стран. Не мешает ли это вам в жизни и творчестве?

– Я – кавалер всех санкций, и это радует. Если западные партнеры видят во мне угрозу, значит, я полезен своей стране. Для меня это главное. Две мои квартиры – одну в Юрмале, другую в Италии – заморозили. Я для себя решил так: это сопутствующие потери. Правда, на кухне в Латвии остался подаренный «Арманьяк» моего года рождения, отпитый лишь наполовину. Я попробовал и подумал: «Потом». Не получилось. Но главное, что пускают в Пензу, Белгород, Санкт-Петербург. Всегда писал, пишу и буду писать, несмотря на всяческие санкции, для своего народа и страны. Меня это вдохновляет. Все мои выступления завершаю песней «Это все для вас». Там такие слова: «Нотами моих воспоминаний выложу дорогу этой жизни, чтобы они меня сопровождали от рождения до самой тризны».

 Сейчас эстафету патриотических песен подхватил SHAMAN. По опросу ВЦИОМ, он даже опередил вас в рейтинге. Не обидно?

– Появление на сцене SHAMAN'а меня порадовало. Как и то обстоятельство, что он стал популярнее меня по опросам, хотя два года я оставался в лидерах. В 72 года, наверное, это неправильно. И вот наконец появился парень, который меня подвинул.

У меня был творческий вечер на «Тавриде», и там представители молодежи пели мои песни. SHAMAN очень круто спел песню «Эскадрон».
Я очень рад за него, за то, что он сейчас является примером для огромного количества молодых и начинающих артистов. Вот, смотрите, он поет то, что нужно людям, поднимает дух воинов.

У меня есть проект «Родники», чтобы продвигать молодых ребят. Создаем для них контент, который связан с традициями, культурой страны. Приятно, что сегодняшние дети резко отличаются от сверстников из девяностых, которые росли в перестроечную сумбурную эпоху. Они – за страну, что меня очень радует. Непонятно только, почему духоподъемные песни не показывают по телевизору и не крутят на радиостанциях. Говорят: «Не наш формат». Пока наши ребята воюют, мы что, в кустах решили отсидеться?!

 Ваши песни публика знает очень хорошо. Как вы решились на переработку «Единственной» – одной из самых популярных песен?

– Я написал ее почти 26 лет назад, когда с любимой были непростые отношения. И стихи получились трагические: «Не родятся наши дети, не подарят нам цветы» и так далее. Но мы так и не расстались, может, кстати, благодаря этой песне. И спустя столько лет, когда у нас все даже лучше, чем было, жена и дети спросили: «Слушай, о ком это ты написал этот хит?» Но менять слова сложно. Долго сопротивлялся, потом сел и сочинил. Буквально чуть-чуть переделал текст, и получилось, что и дети родились, и холодный ветер исчез. И теперь пою уже в таком виде.

 На концерте в «Октябрьском» что исполните?

– Конечно, не обойдется без таких популярных песен, как «Эскадрон», «Есаул», «Офицеры», «Единственная», «Мама» и других, которые стали воистину народными. Знаете, однажды был даже случай, когда одному греку пришлось долго доказывать, что песня «Есаул» – не народная, а моя.
На концерте 5 ноября эти произведения я впервые представлю в сопровождении международного симфонического оркестра «Таврический» и хора «Петербургские голоса» под управлением Михаила Голикова.

Я рад, что на моих концертах резко помолодела аудитория. И хорошо пошла песня «Вперед, страна!», написанная еще восемь лет назад. В одном из стихотворений у меня есть такие слова: «В каждой песне буду возвращаться…» И через несколько лет я вижу себя Газмановым в том же амплуа.