Илья Авербух: «Спектакль «Кармен» переживает вторую молодость»
5 и 6 ноября в Ледовом дворце представят обновленную версию ледового спектакля «Кармен» (12+), в главной роли – известная фигуристка Евгения Медведева. Как шла работа над проектом, «Петербургскому дневнику» рассказал его продюсер Илья Авербух.
– Илья Изяславич, первый показ обновленной «Кармен» состоится уже в ближайшее воскресенье. Сейчас зрители избалованы первоклассными ледовыми шоу, чем удивите на этот раз?
– Честно говоря, не собираюсь уже никого удивлять, я просто создал спектакль, который, как мне кажется, достоин того, чтобы зрители его увидели. И те проекты, которые уже сделаны мною за эти 20 лет, задают планку. Я очень надеюсь, что петербургский зритель, для которого мы сделали огромное количество разнообразных проектов, уже хорошо разобрался, куда бы он хотел пойти. Не буду «мериться удивлением» с другими проектами. Каждый самобытен и каждый интересен. Для меня очень важно, что, когда я начал возрождать жанр спектаклей на льду, фундамент которого заложили Татьяна Тарасова и Игорь Бобрин, то это подхватили мои коллеги, и что сейчас так много интересных ледовых проектов. У меня своя дорога, свое видение.
– «Кармен» – это новый спектакль или возрожденный старый? Чем они отличаются?
– «Кармен» – спектакль, который переживает свою вторую молодость, он был рожден в 2015 году и показан более 600 раз на самых разных площадках: в Петербурге, в Москве, в Сочи, в Дюссельдорфе, в Казахстане, в Минске, во многих городах России и мира. Потом я создал другие спектакли – «Ромео и Джульетта» и «Анна Каренина», а «Кармен» осталась ждать своего часа. Сейчас этот час настал. И я думаю, что время «Ромео и Джульетты» и «Анны Карениной» тоже придет снова, как сейчас пришло время «Кармен». Мы проживем этот момент вместе со зрителем эмоционально, ярко, и мне было бы очень интересно, чтобы зрители, которые видели этот спектакль в его прежней версии, посмотрели его сейчас. Хотя я ни в коем случае не хочу сравнивать эти два спектакля. То, что делали в свое время Таня и Рома в ролях Кармен и Хосе, – это навсегда. А сейчас это новая версия, которую нельзя противопоставлять. Такая долгая жизнь постановки на льду – доказательство, что спектакль получился.
– Что нового в «Кармен»?
– С самого начала спектакля воцаряется особая атмосфера – сочетание света, музыки и работы фигуристов на льду. Была проделана большая работа над хореографией массовых сцен. Ну и, конечно, в спектакле сейчас заняты 90 процентов новых участников, из прежней версии «Кармен» сейчас задействованы Максим Маринин, Албена Денкова и Максим Ставиский, а все остальные – новые участники.
И каждый из ребят приносит что-то свое, свое прочтение. Евгения Медведева – одиночница, а раньше главные партии исполняли танцевальные дуэты. И эту версию «Кармен» я ставил, конечно, на Женю Медведеву, чтобы она предстала сразу в разных жанрах – и в парном катании, с высокими поддержками и другими элементами, и в танцах на льду, и как выдающаяся одиночница одновременно. Марк Кондратюк является большим открытием! В Екатеринбурге прошли два аншлаговых спектакля, где Марк просто взорвал зал своим исполнением роли тореадора. Очень органичные, очень яркие и экспрессивные Женя Тарасова и Володя Морозов. Мы привыкли видеть их лирическими, в таких нежных пастельных тонах, а здесь они искрометные, очень артистичные, отчасти даже комичные и очень трогательные. В прежней версии эти роли катали Маша Петрова и Алексей Тихонов. Интересно, что буквально на днях и Леша Тихонов, и Володя Морозов отметили день рождения – в один день, 1 ноября.
– Что-то задумано специально для Петербурга?
– Безусловным событием будет выход Лизы Туктамышевой, у которой будет своя партия, и для меня очень важно ее участие именно в Санкт-Петербурге. И уверен, что мы продолжим сотрудничество с ней в ледовых спектаклях.
– Какие элементы в ледовых шоу сейчас стали «обязательными», кроме фигурного катания? Трюки, живая музыка, какие-то жанровые смешения? Без чего выпускать проект уже неприлично?
– Для меня очень важно, чтобы спектакль был именно спектаклем. И поэтому очень значимо впечатление людей, которые не являются большими поклонниками и знатоками фигурного катания. Живая музыка, вокальное исполнение песен, декорации, которые задают атмосферу, танцоры, которые работают на декорации без коньков и создают такую глубину, многомерность восприятия. Массовые сцены, световые решения – это все, без чего невозможен законченный ледовый спектакль, и я очень рад, что в Петербурге наша «Кармен» будет именно такой.
– На ваш взгляд, есть ли у России сильные конкуренты в плане организации ледовых шоу?
– В жанре ледовых спектаклей конкуренция существует только внутри России. За рубежом этот жанр развивается только в виде детских спектаклей, где акцент делается на костюмы и уровень исполнения и режиссуры довольно невысок. Что касается жанра гала-шоу, есть несколько очень интересных европейских проектов, таких как ArtonIce, который я бы, безусловно, выделил, но я считаю, что с точки зрения и продакшена, и мастерства выступающих ни один российский проект не проигрывает у западных аналогов, а наоборот.
– Сложности с участием российских фигуристов в международных соревнованиях, наверное, играют на руку индустрии ледовых шоу. А как все это сказывается на развитии самого спорта?
– Нельзя противопоставлять шоу и спорт. Никакое шоу не заменит того драйва, которое дают соревнования. Именно в соревнованиях рождаются чемпионы, и именно соревнования привлекают внимание людей к этому виду спорта. А сейчас просто очень важно, чтобы все поддерживали друг друга и все вместе работали на один большой результат.