Яндекс.Метрика
  • Александр Литвиненко

Авантюрист

«Петербургский дневник» и Писательская академия Антона Чижа представляют новый рассказ в рамках рубрики «Детектив по пятницам»
Фото: Татьяна Беличенко/«Петербургский дневник»

Богатство и успех. Как же тернист путь к этим двум незамысловатым вершинам. Как много сломано судеб в этом неравном бою. Сколько невинных жизней загублено на этом скользком пути. Вот если бы можно было взять и немного перераспределить финансовые потоки в свою пользу. Как сказал бы классик, «С миру по копейке – нищему зарплата». Но так не бывает. Народ пошел недоверчивый и прижимистый. Он и полкопейки не даст просто так, если ему, конечно, немножко не помочь…

***
Иван Дмитриевич Путилин, главный внештатный консультант МВД, неспешно прогуливался по Литейному проспекту. Осень еще только начинала свой золотой хоровод, и не до конца опавшие листья сиротливо трепетали на ветру, предупреждая запоздалых путников о скором приближении первых утренних заморозков. Проспекты Петербурга, в отличие от первой столицы, не так помпезны и вычурны. В них есть непередаваемый шарм и ощущение романтизма. А когда деревья становятся цвета заходящего солнца, то проспекты начинают дышать пушкинскими строками, лучше которых никто не расскажет про любимый город.

Иван, как по-простому будем называть его мы, был человек заслуженный и серьезный, более того, уважаемый. Но все же оставим отчество для кабинетов. Сейчас у Ивана был небольшой перерыв в делах. Прекрасное время, когда можно подумать о вечном и погулять по любимому городу, наслаждаясь осенней природой и шедеврами архитектуры. Но прекрасное, как известно, не длится вечно. Мобильный телефон, как вестник суеты, напомнил о себе приятной мелодией.

– Добрый день, Иван Дмитриевич. Для вас есть новое интересное дело. Убит сотрудник Омега-банка. Дело вроде бы рядовое, но улик практически нет. Как раз такое, как вы любите. Да, еще будет маленькая просьба. У нас есть парочка выпускников академии. Им нужен наставник на некоторое время. Мы хотим прикрепить их к вам на время расследования. Они будут вашими помощниками.

На следующий день Иван уже сидел в управлении и изучал материалы дела, а бывшие студенты стояли рядом, готовые выполнять указания.
Убитым оказался заместитель руководителя интернет-маркета Омега-банка. Его тело с дыркой в голове обнаружили несколько дней назад.
«Неплохая интернет-площадка, этот Омегамаркет, – подумал Иван, – при умелом руководстве они могут составить конкуренцию признанным гигантам электронного рынка. Нужно навестить их».

– Едем в офис интернет-компании, – распорядился Иван, – пора начинать следственные мероприятия.

Его помощники безропотно последовали за ним.

По прибытии на место Иван направился прямиком к директору интернет-площадки, с которым заранее договорился о встрече, предупредив о последствиях отказа.

– Мне нужно задать вам несколько вопросов о вашем заместителе, – начал Иван, – вы, наверное, уже знаете, что он найден мертвым?

Директор утвердительно кивнул.

– Что он за человек? Как давно работает с вами? – Иван оценивающе посмотрел на директора интернет-магазина.

– Человек он вроде положительный. Моим заместителем работает недавно. Дело в том, что я совмещаю две должности – IT-директора и руководителя интернет-магазина. В руководстве компании посчитали, что мне нужно сосредоточиться на чем-то одном и подыскивали мне замену. Мой заместитель как раз и должен был занять со временем должность директора интернет-магазина. Я передавал ему свой опыт в этом деле.

– Нет мыслей, почему его убили? – Иван пристально посмотрел на директора, – может быть, он кому-то перешел дорогу?

– Намекаете на меня? – усмехнулся директор, – Напрасно. Зачем мне его убивать? Какая выгода? Я сам давно уже думал сосредоточиться на чем-то одном. Начальство просто угадало мои мысли. Мне кажется, вам нужно поискать мотивы убийства вне рабочих интересов покойного.

– Не уезжайте пока никуда. Вы проходите по делу как свидетель.

Иван понял, что добиться от директора еще какой-то полезной информации вряд ли получится. Он решил лучше пообщаться с другими сотрудниками. Вдруг кто-то что-то знает или догадывается. Но результаты разговора были не очень впечатляющими. Может быть, кому-то и была известна нужная информация, но поделиться ею при всех они не захотели. Иван раздал свои визитки и попросил позвонить, если кто-то вспомнит полезную информацию.

Делегация во главе с Иваном покинула офис интернет-компании, и вскоре его помощники уже исполняли данные им поручения. А сам Иван осел в ближайшем кафе, чтобы немного поразмышлять и наметить план действий.

«Мутный какой-то этот директор, – подумал Иван, – и слишком спокойный. Убили его заместителя, а он и бровью не ведет. Еще и мне предлагает поискать в другом месте. Мотивация пока, конечно, слабая, но еще не вечер. Должность у него хлебная, и конкурент ему не очень нужен».

Иван еще долго размышлял, но выводы решил делать на основе данных, которые добудут его помощники. Или не добудут, по своей неопытности.

На следующее утро Иван поехал к себе в офис, где его уже поджидали доблестные помощники.

– Ну что, орлы, добыли информацию? – Иван пребывал в отличном расположении духа. От вчерашней неторопливости и размышлений не осталось и следа.

Он был готов действовать и рождать версии преступлений со скоростью пулемета. Его помощники тоже как будто взбодрились, заряжаясь неисчерпаемой энергией наставника.

– Правильно, что директор интернет-магазина посоветовал нам искать мотивы преступления на стороне, – начал один из самых бойких помощников, – нам удалось раздобыть очень интересную инфу. Покойный был игроманом и задолжал приличные суммы денег. Ему даже угрожали на этой почве. Со своей зарплаты он вряд ли смог бы рассчитаться. Даже после повышения по должности.

– Отличная новость. У нас есть мотив. Еще какая-нибудь информация есть?

– Пока нет, – вмешался второй помощник, – но со мной сегодня произошел интересный случай. Я вчера сделал два заказа в Омегамаркете, но передумал. А у них есть бесплатный отказ от покупки. Но при возврате произошел какой-то программный сбой, и мне вернулись не те суммы, которые я оплатил. За два товара пришли суммы на одну копейку больше и одну меньше уплаченного.

Вдруг раздался телефонный звонок.

– Я знаю, за что убили замдиректора.

– Это не телефонный разговор, – Иван сделал паузу, – давайте встретимся в каком-нибудь удобном месте, например, в кафе. И вы мне все расскажете.

Через час напротив Ивана уже сидел молодой человек приятной наружности.

– Прошу, – начал Иван, – рассказывайте.

– Меня зовут Семен. Я работаю программистом в Омегамаркете. Некоторое время назад у нас произошел программный сбой. Ничего не работало. Программа зависла намертво. Пришлось проявить инициативу и залезть в программный код. Обычно нам это запрещено и мы занимаемся только оболочкой. Но тут случай был особый, и я немного пренебрег инструкциями, тем более, что мне хотелось вспомнить знания, полученные в университете. Без ложной скромности могу сказать, что в универе я был отличником по части программирования и часто побеждал на разных конкурсах. Жалко, что на работе это особо не пригодилось. Так вот, когда я стал изучать программный код, то заметил, что в него встроена хитрая вирусная программа, и очень искусно. Человек, который сделал это, был гением. Я не до конца разобрался с деталями, но вирусная программа каким-то образом округляла цифры платежей в интернет-магазине до целых копеек, а разницу пересылала на разные счета в оффшорных зонах.

– Очень интересно, – перебил Иван. – Не совсем понимаю, как на этом можно заработать, но, молодой человек, вы же понимаете, что невозможно округлить копейки.

– То-то и оно, – глаза Семена загорелись, – вирусная программа каким-то непонятным образом приписывала к копейкам десятичные значения, а потом эти полкопейки вычитала из общей суммы и переправляла на другие счета. При этом общая сумма платежа оставалась неизменной. Клиент ничего не замечал.

– И вы хотите сказать, что такая схема применялась ко всем платежам в интернет-магазине? – Иван был очень удивлен.

– Конечно, – кивнул Семен, – более того, такая схема применялась к возврату средств при отказе от покупок. И клиент опять получал назад свои деньги с точностью до копеек, за вычетом десятых долей.

Иван покачал головой.

– Кто это придумал, действительно гений. Но в вашей фирме произошло значительно большее происшествие. Убит человек, и вы хотели мне об этом рассказать.

– Конечно, но здесь есть непосредственная связь. Я расскажу об этом дальше. Когда я обнаружил такую интересную работу программ, то обратился с вопросами к своему непосредственному руководителю, директору Омегамаркета. Такой реакции я не ожидал. У меня еще были сомнения, что это не злой умысел, а так все и должно работать. Но директор развеял мои сомнения. Он строго-настрого запретил мне говорить об этом кому-либо, под угрозой увольнения и даже уголовного дела, и сказал, что сам во всем разберется.

– Разобрался? – прищурился Иван.

– Конечно, нет. Зато он еще раз напомнил мне, что я совершил взлом программного обеспечения, за что могу быть привлечен к ответственности по всей строгости закона. Я понял, что нужно всю эту историю забыть. Но тут у нас появился новый руководитель, заместитель директора, о котором я и хотел рассказать. Я хорошо его знал еще по работе в головном офисе Омега-банка. Он, естественно, проставился в связи с повышением. Мы долго болтали, и он проговорился, что имеет большие долги, за которые его уже обещали поставить на счетчик. Ну я и предложил ему вариант быстрого заработка, рассказав, что нарыл компромат на директора. Он с радостью согласился и даже готов был поделиться барышом. Только я взял с него слово, что он не будет упоминать меня.

– Шантаж – не лучший способ заработка, что косвенно подтверждает убитый, – Иван пристально посмотрел на программиста, – не боитесь стать следующим?

– Боюсь, – честно ответил Семен, – поэтому и позвонил вам.

– Правильно сделали. Только нужно было сделать это значительно раньше. И человек был бы жив. Но это к слову. Зато теперь у нас есть реальный подозреваемый, а вам лучше взять краткосрочный отпуск.

«Еще немного, всего парочка улик или дополнительные сведения, и я смогу засадить этого директора Омегамаркета за решетку, – подумал Иван. – А можно попробовать взять его на слабо и заставить самого во всем признаться, но сначала дождусь, что там накопали мои помощники».

На следующее утро его помощники уже дожидались у входа в офис. Иван пригласил их внутрь и предложил кофе. Беседа всегда бывает продуктивней, когда обстановка непринужденная, а начальство не дистанцируется от подчиненных.

– Я вас слушаю, – обратился Иван к молодым служителям закона.

– Мы накопали много информации, и она довольно интересная.

– Лучше бы вы назвали мне имя убийцы, – пошутил Иван, – продолжайте.

– Информация о нашем директоре есть с момента его обучения в университете, – продолжил один из помощников, – он, кстати, окончил его на отлично по специальности, связанной с информационными технологиями и программированием. В институте ни в чем незаконном замечен не был. После окончания устроился в один из коммерческих банков, а потом уже оказался в Омега-банке, где совершил головокружительную карьеру от рядового программиста до IT-директора.

– Образцовый яппи. Неужели за ним нет никаких грешков?

– Почти ничего. Есть только штрафы за превышение скорости. Очень много штрафов. Его жена владеет автосалоном по прокату «Ламборджини», и похоже, они любят погонять на них по ночному городу.

– Не шибко много информации, – поморщился Иван, – лучше бы вы все-таки назвали мне имя убийцы.

«Ну просто идеальный сотрудник с незначительными недостатками, – подумал Иван, – но заказчик убийства точно он. Осталось только найти исполнителя, что будет совсем непросто. Придется все-таки пойти ва-банк и рассчитывать на чистосердечное признание».

Иван еще раз изучил материалы дела, особенно опрос свидетелей убийства и данные с камер видеонаблюдения. Никаких зацепок, позволяющих выйти на след убийцы, не было. Оружие, из которого было совершено преступление, не числилось в базах данных.

«Хорошее дело, – подумал Иван, – вот он, заказчик преступления, а изобличающих улик нет. Есть только программист, который вряд ли согласится на сложную игру, связанную с риском для жизни. Факт шантажа тоже не получится доказать из-за отсутствия свидетелей. С такой аргументацией получить санкцию на арест не получится. Но игра еще не проиграна. Попробую пойти ва-банк.

На следующий день Иван вновь встретился с директором Омегамаркета и прямо обвинил того в убийстве, подкрепив свои слова неоспоримыми фактами. Но директор лишь рассмеялся в ответ.

– У вас слишком буйная фантазия. Я еще раз утверждаю, что мне незачем было его убивать, даже если бы он меня и шантажировал. Я просто откупился бы от него, и все.

– Вы являетесь подозреваемым по делу. Не уезжайте пока никуда. И помните, что чистосердечное признание смягчает вину, – больше сказать Ивану было нечего.

Он чувствовал, что в этой дуэли проиграл.

Но проигрыш в отдельной схватке не означал общего поражения. А проигрывать Иван не привык. Он решил еще раз побеседовать с подозреваемым на следующий день, но договориться о встрече не удалось. В офисе Омегамаркета сообщили, что директор не пришел сегодня на работу. Попытки дозвониться тоже ни к чему не привели, а поздно вечером Иван обнаружил новое письмо на электронной почте. Письмо было анонимным, но авторство письма не вызывало сомнений.

«Уважаемый Иван Дмитриевич, – говорилось в письме, – я вынужден был уехать за границу. Не обессудьте. Вы выиграли в этой партии, и я не мог поступить иначе. Белоснежные пляжи мне больше по душе, чем жесткие нары. Не сочтите это письмо за чистосердечное признание или за раскаяние. Этого нет и в помине. Просто мне хочется поделиться с вами некоторой информацией, которая, может быть, вызовет удивление, или восхищение, или забудется на следующий день. Но руки так и чешутся, и, видимо, время пришло.

Начну с главного. Моего заместителя убили с моего ведома, но опять-таки не считайте это признанием. Просто информация. Он угрожал бизнесу, здесь нет ничего личного.

Теперь о схеме заработка. В университете я был отличником по программированию, но на работе не оценили мои способности. Тогда я решил немного преступить закон. Я создал специальную программу и внедрил ее в программный код интернет-банка, а потом и интернет-магазина. С каждой денежной операции программа вычитала десятые доли копейки, но так, чтобы сумма не менялась. Эти десятые доли переводились на мои счета в офшорах. Через некоторое время я стал очень богатым человеком, почти как арабский шейх. А моя жена открыла фирму по прокату «Ламборджини», купленных на мои деньги.

Делайте с этой информацией что хотите. В Омега-банке я уничтожил все данные о моей программе. Меня можете не искать. Я очень далеко и под другим именем. Наслаждаюсь солнцем и морем. Денег мне хватит до конца дней.

Из уважения к вам могу предложить только проехаться на «Ламборджини». Вам это понравится. Все расходы за мой счет».

Иван постоял в раздумьях.

«Не поймал преступника, но хоть прокачусь на «Ламборджини». Осень, печальная пора».

В прокате автомобилей его встретили как старого знакомого.

Иван надавил на педаль газа и почувствовал, как вжался в кресло. «Ламборджини» с ревом понесся по ночным проспектам Петербурга.

Cправка:

Александр Литвиненко – начал заниматься творчеством в 2016 году. Специализация – рассказы различных жанров. Современная проза, детективы, фантастика, триллеры. Опубликовал большой сборник рассказов «Свобода мысли unlimited» на издательской платформе Ridero. С 2022 года является слушателем Писательской академии Антона Чижа. Вошел в число авторов нескольких сборников рассказов, опубликованных писательской академией на платформе Ridero.

Читайте также предыдущий рассказ проекта «Детектив по пятницам»: Владимир Шинов – «Превратности судьбы».