Российско-китайский симфонический оркестр с двумя девушками-дирижерами выступит в Большом зале Филармонии
Представить, что Виктория Добровольская хотела стать балериной и 12 раз поступала в хореографическое училище, сейчас уже сложно. Так естественно она выглядит за дирижерским пультом.
НЕПРОСТАЯ РАБОТА
«Я была первой девушкой, поступившей на симфонический факультет Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Все говорили, что туда берут только мальчиков из музыкантов в семи поколениях и вообще нужны связи. Но все эти истории ко мне не имели никакого отношения», – вспоминает Виктория.
Выйдя из стен Консерватории с двумя специальностями – дирижер хора и дирижер оркестра, – Виктория уехала в Южную Корею, где преподавала и выступала с хором и оркестром.
Потом ее пригласили в Китай, там она стала художественным руководителем и главным дирижером международного оркестра Харбинской консерватории и подготовила более 40 концертных программ.
Девушка вспоминает, что первое время публика шла не на симфонии Прокофьева или концерт Шостаковича, а чтобы посмотреть на русскую блондинку за дирижерским пультом.
«Сначала люди шли как на диковинку, а потом им нравилось и они возвращались», – замечает Виктория.
Однажды случился в ее китайской практике интересный эпизод. После концерта к ней подошел известный музыкант и сказал, что всю жизнь он был убежденным противником женщин за дирижерским пультом. И считал, что ничто, никто и никогда не сможет разуверить его в этом. Но на концерте Добровольской он впервые изменил свое мнение.
Сама Виктория говорит, что работать в Китае было непросто, но интересно. Со своими учениками, каждый из которых сейчас мечтает продолжить образование в Петербургской консерватории, она до сих пор сохраняет хорошие отношения. А опыт, полученный в Поднебесной, считает полезным и говорит, что он ей очень помог при создании российско-китайского оркестра уже на родине.
КИТАЙСКАЯ МЕЧТА
Русское искусство, и не в последнюю очередь музыкальное, в Китае знают и любят. Особенно высоко ценится специалист, представляющий Петербургскую консерваторию, это настоящий бренд для страны. Вот и Тунжо Чжэн хотела учиться только здесь. И ее мечта сбылась.
«Когда я впервые увидела Вику, сказала: «Какая красивая девушка!» А когда услышала Девятую симфонию Шостаковича, которой она дирижировала, еще больше восхитилась ею и подумала, как было бы здорово выступить вместе», – вспоминает Тунжо Чжэн.
В то время она еще училась в Консерватории, а Виктория уже оканчивала аспирантуру и уезжала в Китай. И только когда она вернулась на родину, идея создать российско-китайский оркестр обрела зримые черты.
Сейчас Тунжо Чжэн уже стажируется в аспирантуре. И вместе с Викторией возглавляет Российско-китайский симфонический оркестр.
«Русской музыкой я интересовалась с детства. Еще моя бабушка пела русские народные песни, которые, как мне кажется, очень похожи на китайские», – говорит Тунжо Чжэн .
Самым трудным оказалось выучить русский язык. А вот адаптировалась она в Петербурге довольно быстро. И даже завела домашних питомцев. У нее с Викторией схожее пристрастие: обе – настоящие кошатницы.
Для концерта девушка выбрала три традиционные китайские композиции: старинные народные песни «Жасмин» и «Уссури», а также сочинение композитора Лю Цин, которое прозвучит в России впервые.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Российско-китайский симфонический оркестр, основательницами которого стали две ученицы профессора Владимира Альтшулера, родился в мае прошлого года. И сразу обратил на себя внимание.
Музыкантов стали приглашать выступить на самых престижных площадках нашей страны. Оркестр дал концерты в мэрии Москвы, в Главном штабе Эрмитажа и 27 мая на Соборной площади Петропавловской крепости в честь 320-летия Санкт-Петербурга.
«У нас уникальная структура: два главных дирижера и два художественных руководителя. За китайскую культуру отвечает Тунжо Чжэн. За русскую – я», – объясняет Виктория.
По мнению девушек, это оптимальный вариант для работы с оркестром и хором, состоящими наполовину из русских и наполовину из китайских исполнителей.