Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге покажут надписи на обратных сторонах блокадных фотографий

В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда завтра откроется выставка под названием «Храни и помни»: Скрытые истории оборотной стороны фотографий». На ней представлены снимки блокадной поры. Причем особенно интересны надписи, которые оставили на них жители осажденного города
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В названии новой экспозиции, кстати, как раз строчка из надписи, обнаруженной на одном из блокадных снимков.

ЧУВСТВА И ВРЕМЯ

Хотя, казалось бы, что уж такого интересного могут сообщить подобные послания? Ведь даже те же слова «храни и помни» настолько обыденны, что могут встречаться на тысячах (если не миллионах) других фото других эпох. Все это, разумеется, так. Но только на этих снимках лежит отсвет блокадного времени, заставляющий совсем по-иному воспринимать все, что зафиксировалось на обеих сторонах листков обычной фотобумаги.

Вот, к примеру, очень стильный портрет обаятельной девушки, чья светлая улыбка буквально затмевает погоны на ней. А на оборотной стороне такие строчки: «Апрель 1944 года. В дни жестокой войны. От роду 21 год». И, только прочитав это, начинаешь со всей четкостью (или, если на фотографическом сленге, резкостью) понимать, что те несколько минут, которые девушка провела перед фотокамерой, были для нее единственной возможностью забыть о страшной окружающей действительности. Но удалось ли ей полностью отрешиться? Или, скажем, надпись «Ленинград. Февраль 1942. Мать, брат Виктор стоит на табуретке, я (на руках)».

Что пришлось пережить этим изможденным людям в самую тяжелую блокадную зиму? Чего стоило этой женщине спасти своих детей? Но кое-какие ответы можно получить, вглядываясь в лица и рассматривая обстановку, которая попала в кадр. Еще более пронзительными оказываются надписи, сделанные уже после войны, причем даже спустя десятилетия.

Так, на малоформатном снимке, где запечатлена девушка в комбинезоне и фуражке с очками, характерными для бронетанковых войск, есть такие слова: «Всегда буду помнить, какая ты была красивая».

«А ведь эта надпись была сделана в 1980 году! – отмечает хранитель фотофонда музея Роза Кекишева. – Получается, что человек хранил фотографию почти 40 лет, и она для него была одной из самых ценных вещей на свете. И чувства к той, кто изображен на фото, несмотря на годы, тоже не угасли».

Но при этом не менее интересна и форма девушки. Что дает повод сотрудникам музея начать своеобразное историческое расследование на этот счет.

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДЕТАЛИ

Да, пока далеко не все снимки блокадного времени, находящиеся в фотофонде, полностью атрибутированы.

«У нас хранится больше 20 тысяч фотографий, – уточняет Роза Кекишева. – И все они поступили к нам от дарителей, которые часто не имели представления о том, кто на них изображен и кем и когда снимки были сделаны».

При этом надписи помогают не только возвращать из небытия имена и фамилии, но и узнавать некоторые малоизвестные (но примечательные) детали блокадного быта.

Скажем, вот фото женщин, у каждой из которых через плечо висит противогазная сумка. На нем не только сделана пометка, что это бойцы группы самозащиты (так именовались объединения жильцов конкретных домов, несших дежурство во время обстрелов и бомбежек), но и даже стоит официальная печать местного жилищного управления.

Кстати, об именах и биографиях. Среди экспонатов выставки есть поистине уникальный: фото, на котором в «вольной» обстановке – хоть и за рабочим столом – запечатлен генерал Иван Федюнинский, командовавший войсками при прорыве блокады на одном из флангов Волховского фронта. Примечательна и слегка хулиганская надпись, сделанная его же рукой. Причем этот автограф указывает и на адресата, кому было предназначено фото, – это начальник политуправления Ленфронта Дмитрий Холостов.

А ведь об этом человеке, занимавшем один из ключевых постов в обороне города, крайне мало информации. И поэтому сотрудники музея обращаются с просьбой ко всем петербуржцам поделиться любыми данными, касающимися жизни и деятельности Дмитрия Холостова. Впрочем, и не только его.

«На сайте нашего музея есть ссылки, благодаря которым любой желающий может увидеть довольно большое количество оцифрованных снимков из нашего фонда, – поясняет Роза Кекишева. – И если вдруг кто-нибудь сможет опознать людей, запечатленных на них, то, пожалуйста, дайте нам знать об этом. Это бесценная информация и для нас, и для нашего города».

НАГЛЯДНЫЙ УРОК

А что касается выставки, которая будет работать до 25 декабря этого года, то она, по мнению кураторов, не просто никого не оставит равнодушным. Эта экспозиция поможет посетителям сделать для себя важные выводы.

«Надписи на фотографиях блокадной поры дают нам наглядный урок, что люди, несмотря ни на какие тревожные обстоятельства, в первую очередь стремились сохранить теплые чувства друг к другу, – добавляет Роза Кекишева. – Мне кажется, это крайне актуально и сегодня. Нам есть чему поучиться у тех людей. Я уже не говорю о почерках, какими сделаны надписи».

В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда – несколько фондов. Среди них предметно-бытовой, оружейно-технический фонд, фотофонд. Новая выставка будет работать до конца нынешнего года.

54 261 музейный предмет хранится в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Значительная часть – это фотографии.

Закрыть