Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербурге открылась выставка, посвященная скульптору Григорию Ястребенецкому

Ему исполнилось сто лет
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Вчера исполнилось сто лет со дня рождения народного художника РСФСР, известного петербургского скульптора Григория Ястребенецкого. В память о мастере в Петербурге открылась выставка.

Григорий Ястребенецкий родился 29 октября 1923 года, прошел Великую Отечественную войну и стал автором многих монументов, скульптурных портретов и мемориальных досок. Среди работ мастера – памятник «Безымянная высота» на Ивановских порогах в Ленобласти, мемориал в крепости Орешек напротив Шлиссельбурга, мемориальный комплекс на месте концентрационного лагеря Нойенгамме в Германии... Он же является автором памятников Димитру Благоеву, Адаму Мицкевичу, Галине Старовойтовой, Варламу Шаламову в Петербурге.

Накануне в Итальянском зале Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина на Университетской набережной открылась выставка к 100-летию Григория Ястребенецкого. Экспозиция будет работать до 7 ноября.

«Собрали некоторые из его работ, архивные фотографии и сделали выставку. Там же представлены работы его учеников», – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель творческой мастерской Российской академии художеств Александр Иванов.

ПОНЯТЬ СУЩНОСТЬ

Многие из знаменитостей, с которыми работал Григорий Ястребенецкий, потом становились его друзьями.

«Сделать похожим просто, а вот понять сущность человека, чтобы вдохнуть в скульптуру жизнь, – это совсем другая история. Надо понять, что человек представляет собой, буквально влезть в его душу. Нет такого человека, которого неинтересно лепить, но с некоторыми бывает сложно. У каждого есть характерные позы и жесты», – говорил в своем последнем большом интервью «Петербургскому дневнику» Григорий Ястребенецкий.

Например, известный писатель и почетный житель Санкт-Петербурга Даниил Гранин, по словам скульптора, любил обхватывать себя руками: так его Григорий Ястребенецкий однажды и вылепил.

«Гранин раскритиковал меня в пух и прах, от досады я все сломал. У него всегда было свое мнение обо всем, и, что самое интересное, он был прав. Потом я не раз лепил его – и всегда успешно. Мы стали настоящими друзьями, дружили более 60 лет», – вспоминал мастер.

Дочь писателя Марина Чернышева-Гранина рассказала, что ее отец и Ястребенецкий действительно дружили – причем дружили семьями.
«Все на Петроградской стороне напоминает о тех счастливых годах. По этим улицам они гуляли, в соседнем кафе обсуждали новые творческие проекты и проблемы того времени... Теперь эти улицы осиротели», – сказала Марина Чернышева-Гранина.

ПРОЕКТ НАДГРОБИЯ

Сын Григория Ястребенецкого Александр в беседе с «Петербургским дневником» сообщил, что сейчас идет работа над проектом скульптурного надгробия, которое впоследствии будет установлено на могиле на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

«Отец и мама похоронены в одной могиле. Поэтому будет двойное надгробие, так мы решили с коллегами-архитекторами. Надгробие будет выполнено в сером камне. Пока еще говорить об окончательном облике рано», – отметил Александр Ястребенецкий.

Над проектом работает архитектор Вадим Спиридонов. Он отметил, что если сейчас окончательный облик будет согласован, то весной памятник на могиле уже может быть установлен.

«В академии мы подружились с Александром, так я познакомился и с его отцом, Григорием Даниловичем. Могу сказать, что для меня он стал учителем и другом. Он сумел очень мягко вложить в мою душу что-то очень человеческое и важное, трудно это описать словами. Общение с ним дало некий импульс в понимании того, что такое хорошо, а что такое плохо», – рассказал Вадим Спиридонов.

СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

По словам старшего преподавателя Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и автора-составителя книги «Воспоминания о Григории Даниловиче Ястребенецком. К 100-летию со дня рождения» Руслана Бахтиярова, первые экземпляры издания были презентованы в минувшее воскресенье, в день 100-летия мастера.

«В книгу вошли воспоминания сына Григория Даниловича Александра, Зураба Церетели, Михаила Пиотровского, Александра Запесоцкого и многих других известных людей. Отдельный раздел посвящен его дружбе с Даниилом Граниным», — поделился подробностями Руслан Бахтияров.
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели назвал творчество Григория Ястребенецкого «целой эпохой в отечественной культуре».
«Оно прочно вошло в историю искусства нашей страны и мировой художественной культуры, получило признание в России и за рубежом. Григорий Данилович создал свое направление в искусстве пластики, отмеченное высоким профессиональным мастерством», – рассказал в книге Зураб Церетели.

ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА

Скульптор и ученик Григория Ястребенецкого Владимир Бродарский признался, что студенты никогда не испытывали давление со стороны мэтра. Наоборот, он всегда был деликатным и уважительно относился ко всем собеседникам.

«Работал с каждым студентом индивидуально. Это уникальный случай, когда никто не навязывал студентам свою точку зрения как единственно верную. Это всегда был диалог, он давал определенную творческую свободу, помогал человеку расти, найти что-то свое, – вспоминает Владимир Бродарский. – Отдельного внимания заслуживают творческие вечера, где разгорались пламенные и увлекательные дискуссии об искусстве. Григорий Данилович до последнего неизменно приезжал в мастерскую, жил студентами, помогал и поддерживал всех в реализации самых разных проектов».
Скульптор и ученица Григория Ястребенецкого Мария Третьякова вспомнила, что мэтр приходил каждую среду в мастерские и спрашивал, как продвигается работа.

«Если ты зашел в своих исканиях в тупик, то он посоветует, как из него выйти. Если ничего не делал и ленился, то очень огорчится и расстроится. А если покажешь что-то новое и небывалое или удачно продвинешься в предыдущей работе, то очень обрадуется! Особенно он нами гордился в дни открытия монументов. Если мы просили совета – советовал, если нет – хвалил удачные находки и деликатно отмечал то, что вызывало сомнение», – сказала Мария Третьякова.

Она добавила, что Григорию Ястребенецкому нравилось неординарное в скульптуре. В 2021 году, когда Третьякова работала над эскизами к памятнику Семену Гейченко для Пушкинских Гор, показала учителю несколько вариантов.

«Вот Семен Гейченко стоит, вот он же сидит, а вот – летит, размахивая фалдами пальто. Григорий Данилович сказал, что сидящего и стоящего сделает всякий, а вот этого, который летит, сделать смогу только я. Григорий Данилович оставил глубокий и четкий след в наших сердцах. Он сделал нас сильными и творчески смелыми. Он научил нас отстаивать свое художественное мировоззрение», – резюмировала Мария Третьякова.

ФАКТ:
60 памятников, 500 скульптурных портретов и других работ создал народный художник РСФСР Григорий Ястребенецкий.

в 40 музеях России, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее, можно увидеть произведения Григория Ястребенецкого.