Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

«Профиль в соцсетях – это сегодня как ваша одежда»: HR-эксперты дали советы по поведению

А также рассказали, как заинтересовать работодателя
Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

Практически каждому пятому россиянину отказывали в приеме на работу из-за содержания личных страниц в соцсетях. К таким выводам пришли эксперты проекта HR Lab и платформы «Академия здоровья», исследовав влияние активности кандидатов в соцсетях на процесс трудоустройства. Как считают эксперты «Петербургского дневника», гражданам пора понять – сегодня соцсети перестали быть личным делом каждого отдельного россиянина.

Проект HR Lab и платформа «Академия здоровья» опубликовали результаты опроса 1663 респондентов, сделанного по заданию одной из крупных российских компаний. В интернет-опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 до 55 лет из крупнейших городов страны – Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Краснодара и т. д. Исследователи выясняли, какое влияние оказывают соцсети на процесс трудоустройства.

Как выяснилось, сегодня многие работодатели просят соискателей вакансий представить адреса своих профилей в соцсетях еще до этапа собеседования. Об этом сообщили 67 процентов респондентов. То есть «онлайн-портрет» сегодня стал эффективным инструментом для оценки качеств потенциального работника, значение которого в будущем будет только расти. Как оказалось, 19 процентам опрошенных отказали в трудоустройстве из-за содержания их профилей, а 31 процент был вынужден отвечать на дополнительные вопросы кадровиков и потенциальных руководителей.

Повышенное внимание работодатели стали уделять данным соискателей в последние два года. При этом 11 процентов руководителей сами нанимали персонал. 28 процентов из них заявили, что, как правило, ограничиваются просмотром основной информации и фото соискателя вакансии, 24 процента – изучают авторские публикации. 9 процентов рассказали, что по никам пользователей находили сообщения на форумах и в пабликах, которые влияли на окончательное мнение о соискателе.

При этом 13 процентов участников опроса рассказали, что ранее создавали в соцсетях аккаунты специально для того, чтобы произвести впечатление на работодателей. 24 процента из них делали специальные подборки личных фотографий, 32 процента – зачищали посты и репосты, а 18 процентов, наоборот, набирали подписки на тематические аккаунты, чтобы сформировать хорошее впечатление о своей погруженности в рабочие вопросы.

Палка о двух концах

Люди не воспринимают соцсеть как источник информации для всех, считает бизнес-тренер и бизнес-консультант Павел Озеров.

«Если говорить о странных и непотребных фото и видеороликах в соцсетях, то, к сожалению, люди в массе своей инертны. Они считают – если написано, что это их личная страничка в соцсети для друзей, то только их друзья и будут все это видеть. То есть люди не воспринимают соцсеть как глобальный источник информации «для всех». В том числе для тех, кто по отношению к ним нейтрален или недружелюбен. Это – признак инерции мышления или вовсе отсутствия мыслительной работы», – указал он.

Работодатель, со своей стороны, всегда заинтересован в понимании того, кто именно у него будет работать – какие у человека сильные стороны, какие ограничения и риски, говорит Озеров.

«Привлечение сотрудника в компанию – это тоже своего рода «закупка». А когда мы что-то закупаем, мы всегда требуем сертификат качества, срок годности, потребительские характеристики и т. д. А социальная сеть дает возможность посмотреть на то, как человек реально живет и чем дышит. То есть не в тот момент, когда он пришел на собеседование и старательно выпячивает свои лучшие стороны или говорит то, что хочет слышать работодатель. Соцсеть дает неоценимую возможность посмотреть на человека в его естественной «среде обитания», а также в его экстремумах – потому что мы, как правило, выкладываем туда что-то самое яркое, такой немного «карикатурный портрет самого себя», – подчеркнул психолог.

«Кроме того, соцсети воспринимаются людьми как инструмент самовыражения, и вот на этом многие «горят». То есть человек считает: «Моя страница в соцсети – это мое творческое пространство, на котором я пишу полотно своей жизни» А работодатель такой: «Так-так-так, а здесь у вас в темном уголке что? Дааа уж, извините…» – говорит эксперт. – Чего именно не должно быть в профиле соцсети? Это очень сильно зависит от того, куда именно человек хочет пойти работать. Например, если вы хотите устроиться в творческую компанию, то профиль вашей соцсети должен соответствовать ее интересам. А если вы идете на пост в госучреждение, то уберите свое фото в купальнике, особенно если вы – мужчина. Если же вы идете в шоу-бизнес, то фото с дружеских посиделок с Филиппом Киркоровым станет вашим огромным плюсом. И наоборот – для должности на госслужбе такие фото с Киркоровым могут погубить вашу будущую карьеру».

Профиль в соцсети – это сегодня как одежда, уверен Озеров.

«Мы же понимаем, что в разных жизненных ситуациях мы должны одеваться по-разному. На свой день рождения – одним образом, на пляж – другим, а на похороны – третьим. Людям нужно начать понимать, что профиль в соцсети могут посмотреть не только работодатели, но и специальные органы, например, пограничники. Люди должны начать понимать, что современный мир – прозрачен. И что любая информация, которую ты сам о себе публикуешь, может оказаться доступна неограниченному кругу лиц. С другой стороны, в паранойю впадать тоже не стоит – среднестатистический гражданин реально никому не интересен», – заключил Павел Озеров.

По словам управляющего партнера компании Alpha Personnel Андрея Давыдова, нейтральное поведение – лучший способ произвести впечатление на работодателя.

«Сегодня социальный профиль человека – это отражение его взглядов и социального поведения в целом. Именно поэтому активность или, наоборот, пассивность поведения на личных страницах так или иначе характеризует человека. В целом у нас в России еще не сложилась культура поведения в Интернете, для нашего человека как бы нет разницы между поведением в реальной жизни и в виртуальной. Часто эта жизнь «напоказ» или, наоборот, полное отсутствие представленности в этом социуме тоже дает определенную характеристику сотруднику. По моему опыту, нейтральное поведение в соцсетях – самый лучший способ произвести нормальное впечатление на работодателя. Мой совет – не выставляйте в своем профиле слишком много личной информации. Не стоит и слишком сильно демонстрировать свои религиозные или политические взгляды. Помните – в каждом человеке должна оставаться загадка», – указал он.

Закрыть