Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Воин и дипломат: внук Суворова достоин почестей

В Петербурге планируют восстановить разрушенное 100 лет назад надгробие на могиле внука Александра Суворова. Историки и краеведы говорят: он добавил славы известной фамилии
Фото: предоставлено С. А. Султановским

Сегодня имя потомка прославленного генералиссимуса – графа Александра Аркадьевича Суворова-Рымникского – известно, пожалуй, только профессиональным историкам. Хотя этот выдающийся человек заслуживает гораздо большего.

ДЕДОВСКИЕ ТРАДИЦИИ

Так, Александр Аркадьевич командовал полками, в которых служил его предок (например, прославленным Фанагорийским гренадерским), с «фирменным» суворовским шиком вновь брал те же крепости (скажем, Браилов и Измаил), участвовал в таких же военных кампаниях – Персидской и Турецкой.

И даже точно так же, как его дед – умело, но без лишней жесткости, – усмирял вооруженные волнения в Польше и тоже, кстати, брал Варшаву. В общем, те же исторические и географические «реперные точки» – но в другое время и в окружении других людей.

Правда, новая эпоха порождала и новые военные конфликты. К примеру, Александр Аркадьевич принимал участие в отражении попытки десанта с английской эскадры в Курляндии в ходе Крымской войны.

ГЛАЗА ИМПЕРАТОРОВ

А Европу в отличие от предка-генералиссимуса он покорял, так сказать, на дипломатическом поприще: являлся доверенным лицом императоров Николая I и Александра II, выполняя не только роль связующего звена между ними и венценосными особами Запада.

«Поскольку он обладал безукоризненными манерами и воспитанием, прекрасно владел пятью языками, российские императоры имели возможность из первых уст получать информацию о том, что творится при европейских дворах», – отмечает краевед Татьяна Курятникова.

При этом внук Суворова обладал еще и хорошими административными способностями. К примеру, 14 лет занимал пост генерал-губернатора Прибалтийского края. Именно благодаря ему в Риге появился новый большой порт, а также железная дорога, связавшая этот город со столицей Российской империи. И нет ничего удивительного в том, что в 1861 году Александр Аркадьевич был назначен генерал-губернатором уже Санкт-Петербурга.

«На этой должности он пробыл шесть лет, – продолжает рассказ Татьяна Курятникова. – При нем, например, значительно активизировалась работа городских общественных комитетов, что положительно отразилось на уровне и качестве жизни в столице».

Кроме того, граф Суворов-Рымникский возглавлял и попечительский совет всех петербургских домов призрения. Свой жизненный путь он закончил 31 января (12 февраля) 1882 года.

ВОЙНА С ПРОШЛЫМ

Учитывая заслуги, чины и фамилию, место для упокоения графа выбрали на самом престижном кладбище Российской империи – в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, где находились семейные склепы практически всех именитых дворянских родов. Всего же некрополь насчитывал около 3 тысяч захоронений.

Могила Суворова не случайно находится буквально в нескольких шагах от главного фасада дома призрения для увечных солдат, основанного в 1809 году братьями Зубовыми. Ведь в полуподвальном этаже здания захоронены 29 членов этой знатной фамилии, среди которых и любимая дочь Александра Васильевича Суворова – Наталья, которая вышла замуж на Николая Зубова. Поэтому внук генералиссимуса покоится, можно сказать, рядом со своей тетей.

Впрочем, в 1920-х годах все эти династические и исторические тонкости новых хозяев страны уже не волновали. После закрытия монастыря (которое сопровождалось расстрелом последних 25 монахов) бывший дом инвалидов превратился в казарму для курсантов школы милиции, причем в крипте с захоронениями устроили столярную мастерскую.

А на месте кладбища сделали плац, стерев почти все могилы с лица земли и пустив надгробия на каменную крошку, которую использовали для выравнивания территории ликвидированной обители (подняв тем самым культурный слой почти на полтора метра). Исчезло и захоронение внука Суворова – близость к Зубовым сыграла с ним злую шутку.

ЖИВАЯ ПРИМЕТА

После того как в 1990-х годах обитель вернули Петербургской епархии, началось постепенное восстановление дома инвалидов и захоронений в крипте (правда, до завершения работ все еще далеко, хотя и сделано уже немало). Сейчас туда даже можно попасть на экскурсии, которые проводят насельники монастыря. А вот могилу генерал-губернатора очень долго никак не удавалось найти. Помог случай: в городских архивах оказалась фотография начала прошлого века, на которой запечатлено надгробие на захоронении Суворова.

«На снимке слева от него, на фоне фасада дома инвалидов, был виден крепкий дуб, – рассказывает историк, руководитель художественно-реставрационных работ Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни Сергей Султановский. – И вот благодаря этому еще больше разросшемуся дереву нам и удалось найти точное место могилы».

А вскоре после этого великан-дуб, как будто почувствовав, что сдал вахту, упал под напором ветра. На то, чтобы распилить свидетеля ушедших эпох, сотрудникам МЧС понадобилось четыре дня.

ПАМЯТЬ И ВРЕМЯ

Сегодня на месте могилы Александра Аркадьевича (там же покоится и его супруга) установлен простой деревянный крест. Но в монастыре надеются восстановить историческую справедливость и утраченное надгробие. Оно было выполнено в виде небольшого склепа, вход в который закрывался стеклом. Благодаря тому же архивному снимку уже даже удалось сделать подробный макет. Но на этом пока дело застопорилось.

«На большее у нас просто нет сил и средств. Ведь территория обители около 27 гектаров, еще много объектов требуют безотлагательного ремонта, а монахов всего 29 человек, – делится Сергей Султановский. – И если уж разрушение монастыря шло на государственном уровне, то было бы, наверное, логично разработать официальную программу его возрождения».

Что же касается могилы Суворова, то, по мнению историка, можно создать благотворительный фонд, в котором приняли бы участие все неравнодушные к истории страны люди.

Впрочем, есть надежда на проект, о котором уже известно спецпредставителю губернатора Петербурга Сергею Смирнову. Дело в том, что на кладбище монастыря погребены еще три генерал-губернатора Петербурга: Матвей Храповицкий, Александр Кавелин и Николай Игнатьев. Месторасположение их захоронений тоже удалось установить. И по единой программе можно было бы возродить память обо всех четырех государственных деятелях.

«Каждый из них – примечательная историческая личность, – отмечает Сергей Султановский. – И если уж мы говорим о сохранении нашей истории и патриотизме, то и о них забывать нельзя».

«В истории России и нашего города внук Суворова – это тоже фигура значительная, – добавила Татьяна Курятникова. – Он не посрамил громкую фамилию: прошел почти полностью по пути деда и всегда выходил победителем в боевых схватках».

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь расположена неподалеку от Стрельны. Она была основана в 1735 году. В 1918-м примыкающий к пустыни поселок Сергиево переименовали в Володарский.