Татьяна Протасенко: Старые вещи: жизнь продолжается, или Старый друг лучше новых двух

С 80-х годов прошлого века, когда все быстрее расцветало потребительское общество, главным принципом ускорения нашей жизни была частая смена вещей. Купил – попользовался – не понравилось – выкинул. Приобрел новую, красивее и современнее. В этот период значительно уменьшилось количество ремонтных мастерских, а кладовки и антресоли в наших квартирах были забиты до предела. Все это называлось одноразовой цивилизацией, но, похоже, сейчас в этом плане много меняется. Некоторые считают, что потребительское общество приходит в упадок. Причиной стала, в том числе, пандемия, которая изменила повседневную жизнь людей как в частной сфере, так и в рабочей. Изоляция. Снижение мобильности по причине болезни. Все это заставило людей пересмотреть и рационализировать свой процесс потребления и пользоваться теми вещами, которые более доступны. Новые формы, в частности, удаленка привели к пересмотру покупок. Зачем приобретать одежду и обувь в брендовых магазинах, если на тебя никто не смотрит, и можно сидеть перед компьютером в домашней одежде, халатике.
Привычная форма потребления не восстановилась после пандемии. Новые условия жизни поставили и новые экономические проблемы, что обусловило новые формы поведения в экономической среде. И наши исследования показали интересные факты, которые, кстати, могут помочь в формировании процесса импортозамещения в нашей стране.
Оказавшись наедине со своими вещами, в квартирах, люди более внимательно изучили собственную среду обитания. И поняли, что этими старыми вещами можно пользоваться в том виде, в котором они есть, можно их отнести в ремонт или. Характерный пример – наши холодильники. Вернулись в жизнь старички «Минск», «ЗИЛ», «Бирюса», «Ока». У нас они стояли в бездействии или использовались как шкафы. И вдруг их решили включить, и они заработали. В то же время новые навороченные импортные брендовые холодильники ломались через 10-15 лет. Так говорят данные наших опросов.
Сейчас очень ценится долговечность. Из кладовок извлекли старые мясорубки, пылесосы, швейные и даже вязальные машины – кстати, некоторые женщины рассказали, как вязание поднимает им настроение. Раньше было некогда, и все покупали в магазине. А теперь совмещается приятное с полезным. Умение вязать востребовано, и есть даже сайт, на котором собираются женщины, вяжущие носки для солдат.
Насколько это временное явление, покажут ближайшие два года. Но ясно, что к привычной модели потребительского общества мы вряд ли уже вернемся.