Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Театре Шаляпина показали мюзикл о дружбе, любви и жажде жизни

По культовому роману Ремарка
Фото: Патрисия Иванова

В Музыкальном театре имени Ф. И. Шаляпина дали премьеру спектакля «Три товарища» (16+), поставленного по культовому роману Эриха Марии Ремарка. Почему его создатели считают эту работу очень ответственной, они рассказали «Петербургскому дневнику».

В театре Шаляпина признаются: материал для будущей постановки искали долго. Но, когда впервые услышали музыку Евгения Загота, выбор стал очевиден – только Ремарк и только его «Три товарища».

«Для нас это очень ответственный шаг – показать спектакль по роману, который знают во всем мире», – сказала директор Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Юлия Стрижак.

Нести свет

Музыкальный спектакль, а именно так предпочитают называть «Три товарища» в театре, рассказывает историю молодых людей, выживших в огне Первой мировой войны, но не сумевших найти свое место в мирной жизни. Позже их назовут «потерянным поколением» и посвятят этой теме не одно произведение. Однако роман Ремарка, который и сам пережил ужасы войны, так и останется непревзойденным.

Его действие разворачивается в послевоенной Германии 20-х годов XX века. В центре повествования жизнь трех товарищей – Роберта, Ленца и Кестера, отвлечься которым помогает только работа в автомастерской, гонки и выпивка.

И вдруг в их жизнь, практически лишённую смысла, врывается очаровательная девушка Пат. Она наполняет Роберта желанием жить и дарит ему надежду на светлое будущее.

«Сейчас весь мир переживает тяжелые времена – слома и перестройки. Вспоминается цитата Ремарка о том, что темные времена проявляют светлых людей. И нести эту веру в свет и хорошее в человеке – задача искусства и театра, и это абсолютно точно есть в мюзикле. Какие бы страшные времена ни были, у нас у всех есть возможность остаться людьми», – подчеркивает режиссер спектакля, лауреат премии «Золотая маска» Филипп Разенков.

Главное – дружба

Для маэстро Фабио Мастранджело очень важна была музыка. И Евгений Загот, с которым театр Шаляпина уже работал (мюзикл «Винил» был удостоен премии правительства Санкт-Петербурга), его не разочаровал.

«Я люблю его музыку, она очень качественная, и в чем-то напоминает музыку моего педагога Ричарда Брэдшоу», – поделился дирижер. И добавил, что не менее важной для него была тема дружбы. «Для меня самое главное в этом романе – взаимоотношения с друзьями. Конечно, любовь тоже присутствует и играет большую роль в произведении, но тем не менее дружба и поддержка друзей в таких абсолютно негативных обстоятельствах – это человеческая победа. То, что дает возможность продолжать жить», – отметил художественный руководитель театра Фабио Мастранджело.

Хочется творить

А вот для композитора главной темой стала любовь. Он считает, что «разбитый» на осколки послевоенный мир, в котором жители города потеряли веру в будущее, отражает и состояние главных героев. И лишь появление Пат дарит надежду.

«Что касается принципа музыкальной конструкции мюзикла, для себя я определил его так: первый акт – это здесь и сейчас, второй – всегда и везде. Люблю, когда акты не похожи друг на друга», – заявил композитор.

Эту мысль усиливает сценографическое решение спектакля. Художник Елисей Шепелев противопоставил кирпичную стену с заводскими трубами и ветку весеннего дерева, появляющуюся на видеоэкране вместе с приходом Пат.

Исполнительница главной женской роли Вера Свешникова подтверждает: «Пат, на мой взгляд, это метафора жизни, которая непредсказуема. Она несет в себе свет, восхищает главного персонажа, затягивает и ведет к чему-то большему. В произведении столько жизнеутверждающей надежды, что хочется выйти из зала и начать новую жизнь».

Согласен с ней и Иван Коряковский, исполнитель роли Роберта. «Этот спектакль вдохновляет – и хочется творить. В музыке заложено столько драматизма, что нельзя просто петь: в ней душа, любовь и весь спектр эмоций», – подытоживает он.

Ближайшие показы спектакля «Три товарища» состоятся 15 и 16 ноября.