Марина Савкина: «Здесь дети могут снять мультфильм»
Сегодня отмечается Международный день школьных библиотек. О своем выборе профессии, о том, как можно увлечь ребенка книгами и что лучше почитать на каникулах, рассказала заведующая библиотекой школы №3 Красногвардейского района Петербурга Марина Савкина.
– Марина Игоревна, как сложилось, что вы стали библиотекарем?
– Вы знаете, библиотекарем я хотела быть с детства! Когда была маленькой, все свои домашние детские книжки я раздавала подругам: приклеивала кармашки, писала номера. Можно сказать, что моя детская мечта осуществилась.
В этой школе я работаю с 1997 года. Мы многое пережили: ремонт, переезд – всего и не перечислить. А школьная библиотека была, есть и будет всегда.
Конечно, библиотекари – это люди, которые профессионально любят книгу, но самое главное – они очень любят детей, а книга становится в наших руках средством притяжения к литературе. А еще в нашей школьной библиотеке дети могут снять мультфильм.
– Они сами создают мультфильмы?
– Да, уже несколько лет мы занимаемся мультипликацией. Дело в том, что в нашей школе учатся дети с нарушениями речи, дислексией и дисграфией. Мы решили, что можем помочь им таким необычным способом. Прочитав книгу, ребенок может ее визуализировать в нашей библиотеке с помощью мультипликации. Это такой потрясающий вид экранного искусства, которому подвластно абсолютно все, даже то, о чем мы мечтаем. Мы сами пишем сценарии, рисуем, лепим и снимаем.
– Почему именно мультипликация?
– Это получилось случайно. Мне очень повезло в моей профессиональной жизни: я оказалась на конференции «Информационные технологии в новой школе». Там был потрясающий мастер-класс по анимации. Я думала, что у меня никогда не получится… Но, когда впервые попробовала, поняла, как это здорово. Я могу это сделать! На следующий день я пришла на работу и сказала: «Дети, мы будем заниматься анимацией».
– Как ребята восприняли эту идею?
– С большим энтузиазмом! Все дети любят мультфильмы, а если они могут создать их своими руками, им становится вдвойне интереснее.
Как складывается наша работа? Все начинается с книги: мы читаем ее, сами пишем сценарий, далее делаем раскадровку и прорисовываем сцены, затем приступаем к тому, чтобы создать героев из пластилина, бумаги или песка.
Мы не стоим на месте и пробуем разные материалы. Например, наша последняя работа посвящена 50-летию Красногвардейского района. Использовали песок и бумагу – казалось бы, два несопоставимых материала. Но у нас получилось.
Вместе с ребятами изучали историю района, подобрали стихи петербургских поэтов. Назвали мультфильм «Охтинская быль».
А еще оживляли сказку Сергея Михалкова «Как старик корову продавал» в технике торцевания (вид бумажного конструирования. – Ред.).
– Как ребята распределяют дела между собой? Не боятся сложных тем?
– Кто-то занимается непосредственно мультипликацией, кто-то литературной частью, кто-то рисует. Я очень люблю фразу Достоевского: «Читайте книги серьезные, жизнь сделает все остальное». Мы действительно берем сложные темы – например, сами писали басню и делали по ней мультфильм в технике силуэтной анимации.
– Какой совет вы бы дали родителям, если их ребенок не хочет читать?
– Интересная, но забытая форма – это диафильмы. Я часто использую их в работе, когда мне нужно рассказать детям о серьезном литературном произведении. Я обращаюсь к сайту Фильмофонда, также помогает Детская национальная электронная библиотека, где собраны замечательные диафильмы.
– Скоро осенние каникулы. Какие мультфильмы и книги вы посоветуете ребятам и их родителям?
– Из мультфильмов я посоветовала бы советский период. Это мудрые работы, есть что обсудить вместе с детьми. А из книг – читайте историю России, для любого возраста найдется что-то интересное. И, конечно, книги об Александре Пушкине, ведь в 2024 году мы отмечаем 225-летие со дня рождения великого поэта.