В БДТ покажут спектакль для особенных зрителей
Это инклюзивный спектакль-лаборатория, в котором вместе с профессиональными актерами участвуют молодые люди с расстройством аутистического спектра (РАС).
БДТ первым из театров федерального уровня начал работу по поддержке людей с особенностями развития. Еще в 2015 году в его репертуар вошла инклюзивная постановка по поэме персидского автора XII века Фарида ад-Дина Аттара «Язык птиц».
Примечательно, что птицы как герои и символы оказались и в центре спектакля «Ау».
В основе сюжета – история старого птицелова, которую особенные артисты рассказывают на собственном «птичьем» языке – так им легче высказываться о равнодушии и любви, привязанности и одиночестве.
Режиссер-постановщик спектакля Яна Тумина рассказала, что всё начиналось с тренинг-лаборатории, где сначала надо было понять, какой театр следует сочинять с ребятами.
«Наши репетиции длились минут сорок – больше особые актеры не держали внимание. Поэтому первые четыре месяца это был театр-терапия. И очень постепенно, когда мы стали выходить на сцену, вектор педагогических задач стал смещаться в сторону создания спектакля», – поделилась режиссер.
Яна Тумина призналась: несмотря на то что она педагог с двадцатилетним стажем, в случае с «Ау» ничего нельзя было предугадать заранее. И для нее эта работа стала мощным тренингом на терпение и обнуление в профессии.
«Особенные ребята для нас – соавторы, они создают этот спектакль. У них абсолютно другое существование на площадке – они помогают мне по-новому видеть сцену. Они ничего не играют и при этом высекают энергию – я у них учусь быть настоящим, ничего не наигрывая, не придумывая», – прокомментировал свое участие в спектакле артист Виктор Княжев.
А актрису Алену Кучкову больше всего подкупила непосредственность ребят. «Они абсолютно открыты к новым поворотам, к изменениям сюжета, к экспериментам. И всегда здорово импровизируют, особенно с текстом: монолог на любую тему получается у них очень откровенным, чувственным. Глядя на них, ты стараешься соответствовать их уровню», – поделилась она.
«Самым важным было найти и вырастить тот театр, который находится в самих детях, открывать и брать те темы, которые есть в них самих», – подытожила Яна Тумина. И подчеркнула, что им всем очень нужна встреча со зрителем.