Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

«Мы должны стоя аплодировать фильмам о героях»: почему нужно снимать фильмы о спецоперации и событиях в Донбассе

Об этом рассуждает режиссер и основатель фестиваля «Кино на службе Отечеству» (18+) Олеся Шигина
Фото: личный архив Олеси Шигиной

Солдаты дали ей позывной «Мама». Режиссер Олеся Шигина отправилась в зону специальной военной операции (СВО) вслед за сыном-добровольцем. Так родился цикл фильмов о героях СВО. Документальная кинолента «Отважные» (12+) – это военные будни глазами женщины, многодетной матери.

– Олеся Николаевна, ваше решение поехать в зону проведения спецоперации – материнский порыв, желание быть рядом с сыном? Или ощущение, что это ваш гражданский и профессиональный долг?

– Быть матерью – гражданский долг и гражданская позиция. Это счастье, дар Божий. Все взаимосвязано и едино. Для меня не существует выбора между материнством и гражданским долгом. Я принадлежу моей семье, моему Отечеству. Одно без другого не мыслю.

– Почему вам ближе слово «Отечество», а не «Родина»?

– Роль отца имеет огромное значение в воспитании детей. Отец прививает аскетизм, мужество, умение жертвовать собой. Для меня отец – самый важный человек. Его пример следования вере, долгу, служению определил и мою жизнь.

Наши недруги сделали все, чтобы мощный смысл слова «Родина» затереть, дискредитировать. Работали над этим целенаправленно. Родина – святое понятие, нам нужно снова до него дорасти. Мы обязаны реанимировать его смысл, чтобы оно стало святым, как слово «мама». Мой друг художник Алексей Гинтовт прав: в Великую Отечественную войну Родина была для всех матерью, сильной, дающей своим детям опору. Но тридцать лет сонного, елейного состояния сыграли свою роль, сейчас Родина для нас скорее сестра.

Я больше рассчитываю на понятие «Отечество». Мужчины, кто сейчас на фронте, – наша сила, наше Отечество. Мы должны опираться на них и держать надежные тылы.

– Однажды вы сказали, что самая главная задача передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству» – помочь России проснуться.

– Стоя на сцене, я чувствую настроение зала: чаще сонное, инертное, бывает и враждебное с посылом: «Приехали пропагандировать!» Когда видишь равнодушные, безразличные взгляды, то себя уже не жалеешь.

Мы с коллегами говорим со зрителями с открытым сердцем, говорим честно, делимся великими историями фронта. Великими, потому как посредственных историй там нет.

Люди встали перед лицом смерти – это не обыденный выбор. Оставаться равнодушным, когда с тобой говорят с открытым сердцем, сложно.

После встречи с нашей фронтовой командой люди навсегда должны осознать: на фронте – свои. Нужно болеть за них всей душой и не бояться этой боли. В ней наша общая сила.

Самое страшное сейчас – боязнь разговоров о боли, о смерти, о любви, о чести и подвиге. Пришло время, когда вскрываются черты нашего характера. Когда становится понятно, зачем мы пришли на этот свет. А пришли мы точно не за очередной брендовой шмоткой.

– Наверное, самые сложные встречи – со студентами? Сейчас, если подумать, в нашей стране даже нет площадок, чтобы донести до молодых людей правду о СВО.

– Важно помнить: политтехнологические войны выигрывают профессионалы. Нам только предстоит стать профессионалами. России нужны институты, в которых будут изучать, как на разных уровнях в общество внедряется либерализм. А начинать нужно с самого доступного: с риторики, с языка. Слова тоже ведут свою войну, у нас в речи огромное число англицизмов.

Площадки для разговоров с молодежью есть: вузы, колледжи, школы, учреждения дополнительного образования. Проблема в том, чтобы их предоставили. Благодаря встрече с президентом у меня появилась возможность лоббировать эти вопросы. Площадки стали доступнее, и фестиваль «Кино на службе Отечеству» приглашают в вузы страны.

Но, несмотря на поручение президента, на разных уровнях власти еще присутствует определенное противостояние. Иногда приходится пробивать непробиваемые стены. Преподавательский состав, деканы разобщены, с ними нужно серьезно работать.

После показов преподаватели многих вузов говорят мне: «Спасибо, теперь мы поняли, кто из нас на какой стороне». У меня шок! Вы преподаете в одном университете и за полтора года ни разу не поговорили на тему специальной военной операции?! Не собрались коллегиально, не обсудили ситуацию, не выработали общий подход, не поспорили? Лучше рассориться, чем замалчивать ситуацию.

А вторая сторона молчит редко. Студенты некоторых творческих вузов подходят со слезами, их сердца на разрыв: «Олеся, все это время мы были полными изгоями в своем университете! Все против нас!» Ребята, которые поддерживают наших героев на фронте, болеют душой и сердцем за страну и людей, оказываются в катастрофическом меньшинстве, страшась выразить единение со своей страной! Как такое возможно?!

– Может, они боятся преподавателей? В тех же творческих вузах некоторые преподаватели являются своего рода «социальными лифтами». Они через свои связи могут помочь в карьере. А могут помешать.

– С тем, что такое явление есть, согласна. Наши деятели из мира театра и кино говорят: «Творчество должно быть чистым, не касаться политических вопросов, войн, это несовместимо». Но человек аполитичным не может быть априори.

Аристотель на простейших примерах объяснял: человек – существо политическое, потому что он просто разговаривает, и любое слово уже политика. Их аполитичность разбивается в пух и прах, если посмотреть любой созданный ими фильм или спектакль. Там с первых минут сквозит пропаганда в худшем понимании этого слова. Творчество таких деятелей наполнено нелюбовью, оно ведет к хаосу, развалу. Чистое искусство прозрачно в отношении к твоей земле, к стране, к людям. Смысл имеет только то, что созидаешь с любовью, даже если говоришь о проблемах. У такого творчества и его создателя есть будущее.

– В чем вы видите свою задачу?

– Свою задачу я вижу в помощи талантливой патриотичной молодежи.

К нашему фестивалю уже присоединились восемь режиссеров, одному из них тринадцать лет. Парнишка снял гениальный фильм о военных и волонтерах.

– Писатель Захар Прилепин часто поднимает тему о том, что патриотической культуре нужны свои институции, потому что все фестивали и премии давно оккупированы либеральной элитой.

– Я говорила об этом на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным. Необходимо озвучивать и решать данный вопрос. Десятилетиями преданные своей стране люди не имеют возможности вести честный, открытый диалог со зрителем.

Институции подразумевают специальное финансирование. Например, фестиваль «Кинотавр». Роднянский (режиссер Александр Роднянский является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, – Ред.) убивал наш кинематограф и получал космические суммы на сотворение антироссийского кино! Кормился за счет простых работяг, которые сейчас на фронте, а теперь за границей поливает Россию грязью. Его иноагентом должны были признать лет десять назад! Кто-то должен ответить за то, что таким людям предоставляли финансы и колоссальный административный ресурс.

В 2016 году я была на фестивале «Кинотавр». Показывали фильм Серебренникова «Ученик» (18+) – верх пропагандистского, плохого, страшного кино. Меня душила боль. Роднянскому, президенту «Кинотавра», зал кинотеатра «Родина» аплодировал стоя... Поэтому пока давайте слово «Родина» оставим в покое.

– Почему?

– Потому что мы до него не доросли. У нас должны стоя аплодировать фильмам о настоящих героях, о простых парнях, которые пошли на фронт, рискуя потерять жизнь и здоровье. Залы с такими показами должны наполнить всю Россию. Впереди длинный путь.

Наш фестиваль «Кино на службе Отечеству» посвящен СВО и ретроспективе созданных за восемь лет фильмов о Донбассе. Тема фестиваля в следующем году – «Служение». В служении наши парни – участники СВО и любой человек, преданный своей стране, своему делу.

Мне бы хотелось, чтобы наш кинофестиваль стал оплотом тех, кто четко понимает: нам спасать Россию, спасать планету. Русские всегда отличались планетарным мышлением.

А начать мы должны с себя. Для этого фестивали, которые служат людям и стране, должны появиться не только в области документального кино, но и в мире музыки, живописи, театра, литературы.

Мы тоже социальный лифт. Режиссеры, писатели, поэты, музыканты, присоединяйтесь к нам, к службе Отечеству! Любящие Россию люди должны крепнуть, объединяться и вытеснить из искусства тех, кто презирает страну. России нужны новые творческие лица, новые фестивали.

Вместе с матерями участников СВО Олеся Шигина стояла у истоков создания Комитета семей воинов Отечества, который помогает родным и близким российских военных.

Олеся Шигина неоднократно бывала в зоне проведения боевых действий.

Фото: личный архив Олеси Шигиной