Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Екатерина Унтилова: «Право на творческую тайну есть у каждого артиста»

Артистка считает, что театру порой нужен и «холодный душ»
Фото: Юлия Кудряшова

В юбилейный для Максима Горького год в Молодежном театре на Фонтанке поставили спектакль «Васса (Мать)», главную роль в котором сыграла Екатерина Унтилова. Как судьба привела ее в театр и что думает она о своей героине, актриса рассказала «Петербургскому дневнику».

– Екатерина Павловна, говорят, что инициатором постановки были именно вы. Это так?

– Дело в том, что с драматургией Горького я близко познакомилась ещё в студенческие годы. У нас в Киевском театральном институте имени. И. К. Карпенко-Карого на курсе Анатолия Георгиевича Решетникова был дипломный спектакль «Зыковы», где я играла Софью. А на курсе Михаила Юрьевича Резниковича мне довелось играть в «Вассе», основанной на авторской редакции пьесы, сделанной в 1936 году. Думаю, что это сильное юношеское впечатление от драматургии Алексея Максимовича повлияло на то, что я решилась предложить Семёну Яковлевичу Спиваку (худрук Молодежного театра на Фонтанке – «ПД») пьесу «Васса Железнова. Мать», написанную в 1910 году.

В нашем театре собралась прекрасная актёрская команда, которая увлеклась этой идеей. Мы вместе со Спиваком сделали распределение и эскиз спектакля, который Семёну Яковлевичу понравился. А дальше уже он активно подключился к работе – развил, дополнил, и родилась наша «Васса (Мать)».

– Известны два варианта «Вассы». Почему вы выбрали именно первый?

– Я думаю, что страхи декаданса начала ХХ века, то ощущение конца света, «последних времён», очень созвучны нашей теперешней жизни и свойственным ей настроениям. Как сказал Михаил Булгаков в «Днях Турбиных», «время повернулось». Кажется, что время Горького пришло опять.

В семье, как в капельке воды, отражается все, что происходит в бушующем море жизни. Нелюбовь – вот основная проблема современных людей. Нарушение всех заповедей и разрыв связей ведут к единственному следствию – несчастью людей. Попытка заглушить внутреннюю боль алкоголем, деньгами, весельем только опустошает, не дает понять, почему так тяжело существование и ничего не получается в жизни… Мне кажется, тема пьесы Горького – одиночество среди родных людей, порожденное нелюбовью, отсутствием сострадания, эгоизмом.

– Но ведь в равнодушии и даже жестокости детей есть доля вины заглавной героини. Об этом после спектакля говорят и зрители.

– Наверное. Но я знаю много семей, где родители прекрасные, а дети, для которых делалось все, – уроды. Васса все понимает, но уже слишком поздно. И в этом настоящая шекспировская трагедия. Да, театр должен врачевать, но порой нужен и «холодный душ» – возможность увидеть себя со стороны.

Да, моя Васса сложна, неоднозначна, как любой драматический персонаж. Но я все равно ее оправдываю. Любого героя нужно понять, почему он так поступает. Если ты ему не сочувствуешь, ничего не получится. Подзаголовок пьесы – «Мать». Васса – мать, которая пытается сохранить свое гнездо, но поздно, птенцы выросли. И выросли такими, как их воспитали в этом доме, где отсутствует любовь.

Текст Горького напрямую даёт нам понять, что между Вассой и ее мужем Захаром, лежащим теперь при смерти, нет любви, нет нежности, нет жалости друг к другу, нет сострадания. «Распутник он был. От распутства и помирает», – жестко говорит Васса об умирающем. Вот в такой семье росли дети-«ласковые зверики». У этих детей никогда не было материального недостатка, но атмосферы любви заменить ничто не может. Без любви они выросли эгоистичными, жестокими и несчастными людьми.

– Вы создали в Молодежном театре целую галерею ярких женских образов. Но этого могло и не быть, если бы Спивак не пригласил вас, актрису Русского драматического театра в Вильнюсе, на свою сцену. Как это было?

– В 1990 году я приехала в Ленинград из Вильнюса, где тогда работала в Русском драматическом театре. Приехала на один день, чтобы сыграть спектакль «Человеческий голос» Кокто. Играла я в Союзе театральных деятелей. И на этом спектакле присутствовала театральный критик Алла Минина, роль которой в моей дальнейшей судьбе оказалась решающей.

В то время в Молодёжном театре Спивак начинал репетиции «Грозы» Островского, и Алла Григорьевна предложила ему попробовать меня на роль Катерины. Мы познакомились с Семеном Яковлевичем, и он пригласил меня на репетиции, после чего очень скоро взял в труппу. Так получилось, что моим дебютом в Ленинграде была Катерина. Я очень любила этот спектакль – нежный, музыкальный, с прекрасным актёрским ансамблем. Это был спектакль про любовь.

– Наверное, жаль было расставаться со своей героиней?

– Всему свое время. Для Катерины – свое, а для Вассы – свое. Надо было прожить жизнь, чтобы приблизиться к Вассе, попробовать понять её боли, горести, её поступки.

– Вам довелось работать и с режиссером Романом Виктюком, в спектакле которого вы сыграли булгаковскую Маргариту. Как складывалось ваше сотрудничество? Что он был за человек?

– Это было в период моей работы в Вильнюсе в 1986-1988 годах. Роман Григорьевич был энергичным, позитивным человеком, одаренным потрясающим чувством юмора. К тому же он был очень хорошо образован, прекрасно знал музыку, литературу. Репетировать с ним было счастьем. У меня остались невероятно тёплые воспоминания от работы над спектаклями «Уроки музыки», где я играла Нину, девочку-подростка, и, конечно же, «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Булгакова. Это была другая территория, где я чувствовала себя сталкером, которому надо найти свое, «правильное», место.

– А Спивак какое место в вашей творческой биографии занимает?

– Я служу в Молодёжном театре уже 30 лет. Здесь я сыграла свои самые важные роли. Сотрудничество с Семеном Яковлевичем всегда плодотворно для меня и очень интересно. Если иному режиссеру нельзя высказать свое мнение, то у Спивака, напротив, хватает мудрости, ума, терпения и профессионализма прислушаться к тому, что ему говорят.

– А вам хватает терпения в работе со студентами колледжа, где вы преподаете?

– Мне очень интересно взращивать этих ребят, среди которых есть очень талантливые. Уверена, что они потом украсят петербургскую сцену. Сейчас мы с ними должны перейти к работе над советской прозой, и я в предвкушении, все лето готовилась и читала Василия Шукшина. Будем пробовать его ставить, это такой благодатный материал!

– Есть роли, которые бы хотелось сыграть в театре?

– Да, у меня есть несколько заветных желаний. Но пусть пока это будет секретом. Право на творческую тайну есть у каждого артиста.