Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

«Блокада была очень разнолика»: в Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Пронзительные краски блокады»

Петербуржцы могут увидеть работы художников – свидетелей тех событий
Фото: В. А. Сидоров. «Блокада. Мойка»

В экспозиции представлены работы крупнейших художников, которые жили в то страшное время.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

Сегодня все, что связано с блокадой, воспринимается исключительно через черно-белую призму. Этому же способствуют фотоснимки и кадры кинохроники, многие из которых уже стали хрестоматийными.

Предельно лаконичная цветовая гамма подобных свидетельств действительно уже кажется не только единственно возможной и уместной, но и наиболее выразительной с точки зрения воздействия на зрителей.

Но реальная жизнь, даже в тех страшных условиях, не была разделена только на черное и белое, в том числе и на бытовом уровне.

И особенно остро это чувствовали сами блокадники, тем более обладавшие художественным даром.

«Огромное число произведений, которые создавались в то время, было решено в цвете», – подчеркивает хранитель фонда изобразительного искусства Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова.

По ее словам, хотя художественных выставок на подобную тематику за прошедшие годы было много, никто и никогда не делал акцент именно на цветовую составляющую блокадного искусства. «Мы первые пошли этим путем, благо наши фонды позволяют», – говорит Елена Харлашова.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Надо сказать, что работы, которые можно увидеть на выставке, объединяет не только попытка найти свой цвет блокады. В каждой из них отражен еще и личный взгляд художника на происходящее вокруг. И это тем ценнее, что официально фотографировать и снимать блокадный город мог благодаря специальным разрешениям только крайне ограниченный круг людей.

Причем эти фото- и кинофакты уже, как правило, хорошо известны. А поскольку представленные на выставке «Пронзительные краски блокады» работы никогда ранее не выставлялись в открытом доступе, их можно с полным правом считать еще одним, ранее неизвестным отражением блокадной действительности.

Фото: В. А. Сидоров. «Беженцы во дворе Московского вокзала» (1941)

АТМОСФЕРА ЭПОХИ

И это несмотря на то, что некоторые работы были написаны уже после войны. Но благодаря авторской цветовой палитре блокада действительно предстает в совершенно непривычных, но убедительных ракурсах. Даже если речь идет об абсолютно безлюдном городском пейзаже.

Скажем, густой сиреневатый оттенок, который художник Яков Ромас использовал для изображения погруженных в зимние сумерки пустынных ленинградских набережных, создает ощущение живого, пульсирующего морозного воздуха, смертельно опасного для истощенных ленинградцев.

А, например, живописец Виктор Сидоров нашел свой цвет – синевато-лиловатую гамму, оставляющую особое, пронзительное, впечатление, даже если на полотне запечатлены простые водопроводчики.

Между прочим, сам художник в блокаду как раз был вынужден освоить эту профессию. И в своих воспоминаниях отмечал, что очень стеснялся (крайне примечательная деталь!) появляться на улицах блокадного города в грязном ватнике.

Весьма сильное впечатление оставляют и поистине удивительные работы Веры Зенькович из серии «Ленинградский трамвай». Когда в апреле 1942 года вновь заработал этот вид городского транспорта, художница специально целыми днями ездила в вагонах разных маршрутов, внимательно вглядываясь в лица пассажиров. Поэтому представленные в экспозиции акварели являются уникальным портретным рядом реальных ленинградцев, только что переживших страшную зиму.

ОТКРЫТКИ И ЖУРНАЛ

Одна из витрин экспозиции посвящена полиграфической продукции, выпускавшейся в блокированном городе. Например, там представлены открытки с работами ленинградских художников, которые они создали в 1942-1943 годах. Эти открытки издавались миллионными тиражами и расходились по всей стране.

Есть среди трогательных и удивительных экспонатов и богато иллюстрированный журнал «Костер». Ведь это было единственное издание для детей, которое выходило в СССР в годы войны!

Описать все представленные на выставке работы в одной статье невозможно, да и вряд ли необходимо. Эти немые свидетельства ушедшей эпохи надо непременно видеть своими глазами. «Зритель должен понять, что блокада очень разнолика. Она не укладывается в какие-то жестко определенные цветовые и смысловые рамки», – отмечает Елена Харлашова.

Примерно 70 работ представлено на выставке. Это и графика, и различные виды живописи (масляная, темперная, гуашь, акварель), и даже скульптурная пластика.

Экспозиция «Пронзительные краски блокады» в Музее обороны и блокады Ленинграда будет работать до 28 декабря.

Фото: В. А. Сидоров. «Возвращение тепла и трамвая» (1942)