Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

«Цена ухода» иностранных компаний из России неуклонно растет

Как заявили в Минфине РФ, взнос в бюджет для решивших уйти из России компаний повысят до 15 процентов от полной стоимости их активов. До последнего времени такие фирмы должны были вносить в казну не менее 10 процентов от половины рыночной стоимости своих активов
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Как сообщили «Петербургскому дневнику» эксперты, этот шаг в любом случае позитивно скажется на нашей экономике.

Добровольный взнос в бюджет для уходящих из России компаний увеличат до 15%, сообщил глава департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков. Эта доля будет высчитываться от полной рыночной стоимости активов компании, а решение вступит в силу в ближайшее время. Сейчас для ухода с рынка РФ иностранные компании должны получить разрешение спецкомиссии Минфина. В декабре 2022-го она утвердила четыре критерия для одобрения сделок по продаже иностранцами активов в России. Один из них – уплата добровольного взноса в федеральный бюджет в размере не менее 10% от суммы осуществляемой сделки.

В марте Минфин вновь повысил цену вопроса. Он обязал нерезидентов из недружественных стран, которые намерены выйти из российских активов, платить в бюджет взнос не менее 10% от половины рыночной стоимости этих активов. По данным финансистов, по итогам нынешнего года поступления в бюджет от взносов уходящих компаний должны составить 114,5 млрд рублей (эта сумма обозначена в проекте федерального бюджета – 2024).

По состоянию на 22 сентября 2023-го, сумма таких поступлений в федеральный бюджет составила 73,3 млрд руб. Еще около 3 млрд казна успела собрать в прошлом декабре. Впрочем, по прогнозам, процесс ухода иностранных концернов с рынка сегодня близок к завершению – уже в 2024-м такие поступления от бизнеса ожидаются в размере лишь 2,1 млрд рублей. А в последующие два года их вообще не планируется, говорят финансисты.

Напомним, по данным журнала «Форбс», в России на конец февраля 2022-го работало 2405 дочерних организаций 1404 компаний из стран Евросоюза и «большой семерки». К ноябрю 2022-го с российского рынка ушли только 8,5% западных компаний – всего 120 из них удалось продать свои «дочки» в России. По мнению аналитиков, эти данные говорят о слабой готовности западных компаний «отделиться от экономик тех стран, которые их правительства теперь считают геополитическими соперниками».

Экономисты отмечают, что выход из российских активов нередко сопровождался договорами о возможности обратного выкупа этих активов. По данным Йельского университета, полностью ушли из РФ только такие западные предприятия, как Ford, Renault, McDonald's, Ikea и Shell. Многие другие, например производитель пищевых продуктов и бытовой химии Unilever, американская сеть быстрого питания Subway и итальянский производитель пасты Barilla, продолжают работать в стране.

По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), на начало сентября 2022 года 34% крупных иностранных компаний, работавших в РФ, ограничили деятельность в стране, 15% решили покинуть ее, передав бизнес новым российским собственникам, и лишь 7% заявили о полном уходе с рынка без продажи бизнеса. Общие потери ушедших составили от 200 до 240 млрд долларов, а наибольшие убытки понесли американские и британские компании. Западные СМИ отмечали: убыток «Макдоналдса» после решения о продаже сети ресторанов в РФ составил от 1,2 млрд до 1,4 млрд долларов. А энергогигант ExxonMobil зафиксировал убытки в 3,4 млрд долларов после остановки работ на нефтегазовом проекте на Дальнем Востоке.

Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал: каждая заявка иностранного бизнеса на уход из России рассматривается индивидуально, а условия выхода иностранцев определены президентом РФ. Как пояснял Силуанов, есть базовые принципы рассмотрения сделок по уходу компаний из РФ – это полная независимая оценка бизнеса, дисконт в 50% от этой оценки, и взнос в бюджет от 10% до 15% стоимости компании. Силуанов подчеркивал, что иностранцы должны продолжать работать в РФ, поэтому они даже сохраняют право на выплату дивидендов, если демонстрируют желание остаться, сохранить рабочие места и соблюдать все технологии.

При этом среди проданных иностранных компаний около трети заявили о ребрендинге. Так, сеть ресторанов McDonald’s сменила название на «Вкусно – и точка», машиностроительная компания Schneider Electric – на Systeme Electric, бренд одежды Levi Strauss & Co – на JNS. В январе 2023-го спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин заявил, что в России остались 76% иностранных компаний.

«Это говорит о вере бизнеса в хорошие перспективы развития экономики РФ, а ушедшие с рынка зарубежные компании терпят миллиардные издержки», – сообщил Володин.

«Мы не используем те возможности, которые нам дал уход иностранных компаний»

Михаил Делягин, доктор экономических наук, депутат Госдумы: «Пока что в России далеко не полностью используют те возможности в экономике, которые открылись после ухода иностранных компаний. Наше государство почему-то не конфискует активы, буквально брошенные иностранцами в РФ, и почти не использует их в своих целях. В редких случаях они отдаются в управление российским компаниям. Иногда государство само осуществляет выкуп активов у иностранного бизнеса, но с правом обратного выкупа в обозримом будущем. Получается, что мы платим иностранным концернам бюджетные деньги, которые они потом иногда направляют Украине. Это само по себе производит шоковое впечатление, оказывает деморализующее влияние на российское общество», – говорит экономист.

Кроме того, считает Делягин, Россия делает слишком мало для того, чтобы перестать служить поставщиком ресурсов на внешние рынки.

«Это такое слегка «колониальное» мышление – когда колония передает свое сырье метрополии вместе со всей прибылью от его переработки. А самой колонии лишь разрешают купить часть продукции переработки предоставленного ею сырья. Да, Запад якобы демонстративно отрезал сам себя от нашего сырья, но это произошло весьма фрагментарно. Россия до сих пор является крупнейшим поставщиком природного газа в несколько стран Западной и Южной Европы, например в Испанию, – отметил эксперт. – При этом наша «переориентация на Восток» почему-то не сопровождается установкой на необходимость собственной переработки своего сырья. Никто не пытается отменить и «нефтяной маневр», когда российская нефть в огромных масштабах поставляется в Индию, там перерабатывается в топливо, и затем перепродается с огромной надбавкой в Европу».

Сегодня повышение «платы за выход из России» для иностранного бизнеса выглядит половинчатым решением, считает Делягин.

«Причем это плата за официальный «выход из России». А ведь есть целый ряд иностранных концернов, которые на словах громко заявляют об уходе из нашей страны, но не предпринимают для этого практических действий. В итоге они не несут никаких убытков, кроме части упущенной прибыли, – уточнил эксперт. – В целом 10 или 15 процентов от полной стоимости компании – относительно небольшая сумма для бюджета РФ. И это очень мягкая мера в сравнении с теми шагами, которые предприняли против российских компаний на Западе. Так, в Германии были национализированы дочерние предприятия «Газпрома» вместе с подземными хранилищами газа. А также имущество российских нефтяников. Польша умудрилась «национализировать» целую ветку трубопровода, принадлежавшую российскому концерну. Мы же на это ответили... введением внешнего управления в компаниях, принадлежавших ФРГ. Это просто несопоставимые меры».

Повышение в полтора раза цены «ухода из России» – это символическое действие, и именно так оно и расценивается иностранцами, говорит Делягин.

«Позитивным примером замещения иностранного концерна, ушедшего из России, я бы назвал сеть фастфуда «Вкусно – и точка», она работает на мощностях ушедшего «МакДоналдса» (который, кстати, сохраняет право обратного выкупа сети). На мой взгляд, еда там стала более здоровой и даже обрела свой естественный вкус. Раньше после того, как я съедал гамбургер от «Мака», казалось, что у тебя в желудке лежит камень. Сейчас этого жуткого ощущения не возникает. При этом продаваемая в этой сети «Добрая кола» производится структурами той же «Пепси» на тех же мощностях. Но в целом оздоровление еды налицо», – признал Делягин.

К сожалению, позитивных примеров замещения ушедших западных брендов немного, продолжил аналитик.

«Также среди позитивных тенденций – то, что уход из нашей страны западных домов моды привел к расцвету российского дизайна. При этом резко снизилось информационное давление на россиян со стороны западных производителей вредных газированных напитков с гигантским содержанием сахара, вроде той же «Колы». Это повлекло расцвет индустрии российских лимонадов, которые в массе своей очень вкусные и куда более натуральные», – признал аналитик.

Он напомнил, что многие ушедшие западные компании оставили в РФ производственные мощности, которые, за редким исключением, почти не используются.

«Часть из этих производственных линий и станков управляются по интернету, и на них стоит блокировка со стороны владельцев. Другой вариант – они работали на конкретных западных полуфабрикатах или сырье, которых у нас нет, – считает Делягин. – То есть мы теряем не от ухода самих западных компаний. Мы теряем оттого, что не можем в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые создал этот уход. Там, где наш бизнес сам мог «отгрызть» эти возможности, он уже это сделал – это рынок продуктов, одежды, еще несколько отраслей. У нас вдруг появилось очень много вкусной еды и напитков, которых раньше не было. Но в тех сферах, где бизнесу для заполнения ниши требуется минимальная помощь государства, эта помощь, как правило, не оказывается», – резюмировал Михаил Делягин.

«Западные компании получили мощный аргумент, чтобы не уходить из РФ»

Владимир Джаралла, российский политический аналитик: «Повышение для иностранных фирм стоимости «ухода из России» – интересное решение. Сначала кажется, что это такая изысканная месть тем, кто собрался уходить с нашего рынка. Но при вдумчивом взгляде виден более изысканный замысел. Дело в том, что многие крупные иностранные компании в реальности совсем не хотят уходить с нашего рынка. Да, в самом начале СВО, после введения Западом «санкций из ада», многие тамошние фирмы даже не пытались сопротивляться дикому политическому давлению своих властей. И тем самым наглядно опровергли тезис, что «экономика определяет политику», – отметил Джаралла.

Изначально власти западных стран пообещали компенсировать своим концернам финансовые потери из бюджетов ЕС, США и Британии, напомнил он.

«Но вскоре выяснилось, что в большинстве случаев этого либо не произошло, либо размер компенсации оказался несоизмерим с объемами потерь в России и тем более упущенной прибылью. В итоге среди западного бизнеса начался своеобразный саботаж решений по уходу из России. Сегодня они почти не скрывают схем по возвращению на наш рынок, созданных на будущее, – отметил эксперт. – Нынешнее решение повысить «цену ухода» играет на руку именно этой тенденции. Сейчас западные компании, оставшиеся в РФ, получили мощный аргумент, которым они смогут обосновать свой отказ прекратить деятельность в нашей стране. Конечно, они могут и предложить своим властям компенсировать «выходные» платежи в наш бюджет, но эти суммы явно не понравятся лидерам западных стран. А угроза разорения и увольнения людей – это уже фактор внутренней политики».

Теперь западным политикам придется хорошо подумать над решением этой задачи, продолжил Джаралла. Тем более, что сейчас и отношение к Украине у многих явно изменилось.

«Для России, конечно, это болезненный вопрос, ведь импорт критически важен для нашей страны с точки зрения технологий. Западные разработки стали основой для перемен во многих сферах нашей экономики, например в медицине, переработке и микроэлектронике. Некоторые из западных инноваций помогли России преодолеть критический технологический разрыв с ведущими странами мира. Но в некоторых сферах нашей экономики аналогов западным ноу-хау нет до сих пор. Решить проблему может развитие нашей науки в сочетании с бизнесом. Но на это требуется время и большие деньги, а решения нужны прямо сейчас. Поэтому, как и в прежние времена, вновь активно заработала технологическая разведка РФ, в целях сохранения доходов бюджета созданы схемы работы через другие страны. А многие представители западного бизнеса, спустя полтора года с начала СВО начинают желать России скорейшей победы, ведь это позволит им вернуться к привычным схемам работы в нашей стране. А вот про военное поражение нашей страны почти никто из них не говорит, потому что им понятно: оно невозможно», – заключил Владимир Джаралла.