Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«В поликлинике экстрима бывает не меньше, чем в Африке»: врач-терапевт Максим Козлов о работе в горячих точках

Сегодня в России отмечается День участкового терапевта
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Врач-терапевт Максим Козлов работает в городской поликлинике № 17 Красногвардейского района Петербурга. Пациенты даже не догадываются, что их доктор прошел самые горячие точки в Африке, работая в миссии ООН, и спасал людей из горящего самолета.

Максим Козлов в 2008 году окончил Тюменскую медицинскую академию.

НА ГРАНИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

В студенческие годы получил навыки экстренной медицины в бригаде интенсивной терапии, проработав 5 лет на скорой помощи. Затем молодого доктора пригласили в качестве медработника в одну из авиакомпаний, которая занималась обеспечением авиационных перевозок Организации Объединенных Наций по всему миру, в том числе и в Африке.

«Я согласился. Это отличная возможность для профессионального роста, приобретения новых знаний как в профессии, так и в изучении иностранных языков», – говорит доктор.

Первая поездка была в 2008 году. Согласно договору с ООН сотрудники по 6-8 месяцев должны были находиться в Африке. Короткий отпуск домой – и снова на работу.

«Возникало ощущение, что еду в Африку уже как домой», – улыбается Максим Козлов.

Деятельность была самая разнообразная: от оказания помощи персоналу авиакомпании и сотрудникам миссии ООН до борьбы с экстремальными пандемиями, включая пандемию лихорадки Эбола. Приходилось участвовать в эвакуации раненых, в доставке медикаментов, оборудования и продовольствия в беднейшие страны Африканского континента.

В Африке он отработал 10 лет. Побывал в 15 странах – от цветущей тогда еще Ливии до Южно-Африканской Республики, от райского западного побережья Либерии до Сомали.

«Работы было очень много. Началась пандемия Эбола, мы перевозили вакцину, гуманитарные грузы, продовольствие. Все время в движении. Но впечатления самые яркие. Каждая страна имеет свои прелести и ужасы, социальные и прочие проблемы, в каждой стране свои трудности и редкие болезни. Очень непростая и геополитическая ситуация. Как говорил наш президент, так называемые партнеры – американцы, британцы, французы – просто-напросто все вывозили оттуда, оставляя разруху и нищету, используя Африку или как биолабораторию или как источник доходов. Среди всех стран реально помогают Африке только Китай и Россия. Россия помогает во всех начинаниях, дает возможность развиваться этим странам», – рассказывает Максим.

Представителей миссии ООН, тем более медиков, везде встречали как спасителей. Но доктор признается, что в силу возраста и энтузиазма он тогда не особенно задумывался, какую миссию они выполняют.

«Было множество ситуаций, когда находились на грани жизни и смерти. Там есть такие места, где смерть является нормой. К сожалению, местное население не имеет желания бороться за что-либо, в том числе за свое здоровье. Они активно принимают помощь, но уровень энтузиазма и образованности очень низкий. Есть регионы в очень плачевном состоянии. Северная Африка вся цветущая, Южная – постольку-поскольку, а Центральная Африка нуждается в посторонней помощи, несмотря на наличие полезных ископаемых. Алмазы, нефть, золото – все вывозится тоннами в обмен на консервы. Но все равно опыт был бесценный. Африку вспоминаю с теплотой и благодарностью», – делится доктор Козлов.

ОБЩАЕТСЯ СО СПАСЕННЫМИ

Максим Козлов окончил еще и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Занимался санитарной авиацией, перевозками ООН. В один из коротких отпусков из африканской командировки он, будучи сотрудником медико-санитарной части авиакомпании, у себя дома, в Тюмени, стал одним из главных участников ликвидации последствий крушения самолета АТR-72, которое произошло в апреле 2012 года неподалеку от аэропорта Рощино.

«Разбился самолет. Снегу – по пояс, машины спасателей сразу не смогли проехать. Мы, сотрудники медсанчасти аэропорта – Татьяна Сиглова, Сания Лебедева и я – ползли к горевшему самолету. Он развалился на куски. Кого могли – спасли, всего 10 человек. Мы до сих пор с ними общаемся», – скромно говорит доктор.

После этого происшествия он вместе с коллегами получил из рук президента России медаль «За спасение погибавших».

ОБОСНОВАЛИСЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

Но пора было возвращаться к семье, дети подрастали. И Максим с семьей обосновались в Петербурге. Здесь он выбрал работу в районной поликлинике. Смеется, что в обычной поликлинике экстрима бывает не меньше.

Его супруга тоже врач, а старший сын собирается стать пилотом гражданской авиации.

В некоторых регионах Африки людей вообще не считают по количеству. Вот сегодня жил человек, а завтра его уже и нет… Приходилось сталкиваться с такой ситуацией неоднократно.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

«Врач-терапевт – это первое и ключевое звено амбулаторной помощи, – отметила начальник отдела по организации амбулаторной помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Лариса Соловьева. – Именно к терапевту обращаются люди с самыми разными проблемами со здоровьем, и он, обладая широким спектром знаний по различным заболеваниям, уже определяет дальнейшие алгоритмы лечения. Добавлю, что по состоянию на сегодняшний день в Петербурге в поликлиниках трудятся 1939 врачей-терапевтов и 1192 участковых педиатра».

Максим Козлов вместе с коллегами вывозил российских специалистов, работавших в китайском Ухане, во время начала пандемии коронавирусной инфекции.

С осени 2020 года и до окончания пандемии COVID-19 Максим Козлов как участковый врач-терапевт городской поликлиники № 17 Красногвардейского района выходил на все вызовы к заболевшим.

В 2013 году указом президента России за смелость и самоотверженность, проявленные при спасении людей в чрезвычайной ситуации, Максим Козлов вместе с коллегами Татьяной Сигловой и Санией Лебедевой был награжден медалью «За спасение погибавших».