Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Что такое Единый реестр воинского учета и как он будет работать в России

«Петербургский дневник» узнал у экспертов
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

В Минцифры заявили, что до конца года Единый реестр воинского учета (ЕРВУ) заработает в одном-двух регионах России, и лишь в 2025 году действие системы расширят на всю страну. Информация, что реестр якобы должен заработать с 1 октября, не подтвердилась. Как считают военные эксперты, составление единой базы военнообязанных необходимо, но в России оно преследует совсем другие цели, чем на Украине.

Осенний призыв пошел без реестра

Слухи, что ЕРВУ заработает с 1 октября, даты начала осеннего призыва, циркулировали в российских СМИ с весны. Но, как сообщил замминистра цифрового развития РФ Олег Качанов, Единый реестр воинского учета начнет полноценно использоваться не раньше 2025-го, в основном из-за жестких требований к информационной безопасности и инфраструктуре.

«Да, это требования закона – сведения, которые в нем содержатся, не составляют военной тайны, но они составляют служебную тайну. Эти сведения прямо касаются лиц, живущих на территории РФ», – сказал Качанов, добавив, что его создание потребует больших материальных затрат.

По словам замминистра, до конца года планируется запустить «пилотный проект» реестра. И он будет действовать не на всей территории страны, а лишь в одном-двух субъектах России. Ранее глава Комитета по обороне Госдумы Андрей Картаполов заявлял, что в ходе осеннего призыва-2023 призывники не будут оштрафованы в случае, если они получили только электронную повестку и не пришли по ней. По его словам, закон об ЕРВУ вступает в силу с 1 января 2024 года.

По данным Минцифры, единый реестр планируется заполнить более чем двадцатью строками данных на каждого гражданина, в том числе это его личные данные (фамилия, имя, отчество, пол), данные паспорта, место жительства и пребывания, сведения о месте работы и работодателе, о дипломах и образовании, а также некие «иные сведения, определенные правительством РФ». Кроме того, в реестре будет информация о наличии иностранного гражданства или ВНЖ, даже если у россиянина нет регистрации. Напомним, создание ЕРВУ предусмотрено законом «Об электронных повестках», который президент Владимир Путин подписал 14 апреля.

Повестка придет через «Госуслуги»

Электронные повестки будут формироваться на основе реестра военнообязанных. Причем это будет не автоматический процесс – действия в программе будут совершать сами сотрудники военкомата. Они будут направлять повестки в реестр, а также на портал «Госуслуги». О требовании явиться в военкомат гражданин узнает через уведомление на «Госуслугах» или в МФЦ. Через неделю после появления повестки в реестре она будет автоматически получать статус «врученной».

Получатели электронной повестки будут обязаны в течение 20 дней явиться в военкомат. В случае неявки получатель этого извещения лишится целого ряда прав. Например, ему нельзя будет выехать за границу, зарегистрироваться как ИП, стать самозанятым, а также совершать любые действия с недвижимостью, управлять автомобилем, регистрировать транспорт на себя, брать кредит или заем и т. д.

В законопроекте о ЕРВУ сказано: передавать данные о гражданах в военкоматы должны вузы, медицинские организации, суды (при вынесении приговоров), МВД (при переезде и регистрации), ФНС, Фонд пенсионного и социального страхования, Центризбирком (данные об участии в выборах), органы следствия (при возбуждении и прекращении уголовных дел), а также местные и федеральные органы власти. Руководители организаций и другие должностные лица будут обязаны информировать граждан о вызовах в военкомат при их поступлении, в том числе в электронной форме.

Напомним, формирование реестра военнообязанных началось с конца 2022 года, после выхода в ноябре указа президента РФ. До конца 2022-го Минобороны, Минцифры и главы субъектов должны были оцифровать данные в военкоматах обо всех военнообязанных. После этого Минобороны совместно с ФНС сверяли оцифрованные данные с информацией из «Единого федерального информрегистра о населении РФ» для того, чтобы выявить уклонистов и добавить их в ЕРВУ.

Как заявляли ранее в Минобороны РФ, ЕРВУ фактически уже используется военными. Как сообщил представитель Генштаба Владимир Цимлянский: «На основе полученных сведений нами сформирована единая электронная база данных, она размещена в закрытом сегменте Минобороны РФ. В будущем она будет максимально использована в учетно-призывной работе».

Напомним, частичную мобилизацию в России объявили 21 сентября 2022-го. Спустя месяц власти сообщили о завершении набора, но указ о его окончании так и не был подписан. Президент РФ Владимир Путин говорил в июне 2023-го, что «не видит необходимости в новой мобилизации».

Чтобы избежать бардака в военкоматах

Виктор Литовкин, военный аналитик, полковник запаса: «В реестр военнообязанных войдут люди, находящиеся в запасе, в отставке, а также призванные в Вооруженные силы и будущие призывники, поставленные на учет. Также должны быть сформированы мобилизационные списки из тех, кто может служить. Это нужно, чтобы военкомат мог сразу выложить эти данные. А не так, как было во время частичной мобилизации 2022-го, когда по стране «веером» рассылали повестки.

В целом в реестре должна появиться информация абсолютно обо всех россиянах, состоящих на воинском учете. В их число входят люди призывного возраста, ранее не служившие или не получавшие справку вместо военного билета. Также в реестр попадут мужчины, находящиеся в запасе, в возрасте до 70 лет и женщины, получившие военную специальность, в возрасте до 50 лет. По законодательству РФ на воинском учете в стране состоят все военнообязанные, кроме достигших предельного возраста пребывания в запасе, людей, имеющих категорию годности «Д» (не годен), а также юношей до первоначальной постановки на учет.
Зачем в принципе нужен единый реестр военнообязанных? Это риторический вопрос. Он нужен хотя бы потому, чтобы не было настоящего бардака в военкоматах, как во время частичной мобилизации. В результате тогда возникали многочисленные проблемы, например с отсрочками от призыва для сотрудников IТ-компаний. В военкоматах их почему-то «не находили» в соответствующих списках, да и сами списки спускались из Минобороны мучительно долго. В итоге некоторых россиян, имевших право на отсрочку, возвращали домой уже из воинских частей.

Об этих проблемах вроде бы все знали, но, видимо, никак руки не доходили, чтобы все привести в порядок. Создание реестра не потребует массовых вызовов мужчин в военкоматы. Просто все документы, которые лежат в военкоматах в папках, введут в компьютеры. Это большая, сложная и кропотливая работа. Конечно, кого-то могут и пригласить для уточнения данных, потому что дела лежат давно, а у человека мало ли какие события в жизни произошли. С их учетом могут внести и правки в реестр».

Алексей Анпилогов, военный эксперт, глава аналитического центра «Основание»:  «Что касается создания электронного реестра военнообязанных, то у нас и речи не идет о том, чтобы кого-то там насильно «гребли на фронт». Это неоднократно отмечено в заявлениях наших высших политиков. Действительно, мобилизация в России осенью 2022-го стала результатом недооценки масштабов того конфликта, в который мы ввязались на Украине. Тем не менее она позволила раз и навсегда закрыть вопрос серьезного дисбаланса в живой силе между ВСУ и армией РФ.

Сегодня озвученная в Минобороны РФ цифра почти в 360 тысяч добровольцев-контрактников показывает, что армия РФ не испытывает сложностей с пополнением. По моим данным, сегодня российская и украинская армии фактически находятся в состоянии численного паритета на фронтах. При этом Российская армия в разы лучше подготовлена и мотивирована, чем то пополнение, которое сейчас будет у украинцев.
На мой взгляд, до всеобщей мобилизации на Украине осталось не так уж долго. Нынешняя «проверка учетных данных» на Украине – не что иное, как подготовка к всеобщей, тотальной мобилизации. И до этого украинская мобилизация имела все признаки насильственного рекрутинга, принудительной вербовки в армию. С прошлого лета она проводилась самыми варварскими и людоедскими способами, без соблюдения каких-либо норм и вообще без малейшего уважения к весьма «дырявым» украинским законам.

Юридически Украина сегодня не находится в состоянии войны, а все, что сейчас объявлено на украинской территории, – это военное положение. Это ставит любые попытки насильственной мобилизации в стране вне закона. Но она тем не менее активно проводится. Произвольная трактовка Киевом законов Украины привела к тому, что в ВСУ призывают не просто ограниченно годных людей, а людей, полностью негодных к строевой или военной службе – больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, страдающих психическими расстройствами и т. д. Все это маскируется тем, что эти мобилизованные якобы будут выполнять «тыловые функции». Но практика показала, что их бросают в «мясные штурмы», и они массово гибнут «на передке» наравне со здоровыми.

Ситуация с украинским призывом в будущем будет только усугубляться и охватывать все новые категории украинских граждан. У Киева есть внушительный резерв – люди, которые не достигли 25 лет, учащиеся украинских вузов. Многих из них уже «гребут» под следующую волну мобилизации. Мобилизационный ресурс Украины оценить трудно, ведь в списках ТЦК числится огромное число людей, всеми правдами и неправдами покинувших территорию страны.

Думаю, что еще одну волну мобилизации, подобную прошлогодней, Украина выдержит, но за счет таких категорий, как граждане старше 60, студенты и ограниченно годные. Качество «мобилизационного материала» будет соответствующим. Но на фронте «порядок всегда бьет класс», а добровольный мобилизационный резерв армии России на порядки превосходит любые возможности Украины по насильственному рекрутингу.