Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Роман Королев

Татьяна Дьяконова: «Фильм можно показывать в школе на уроках по профессиональной ориентации»

В этом году исполняется 116 лет с момента открытия движения петербургского трамвая. Что связывает трамвай и беспилотник – в интервью режиссера-постановщика телеслужбы Президентской библиотеки Татьяны Дьяконовой
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Татьяна, что вы хотели передать зрителям в документальном фильме «От конки к беспилотнику»?

– Прежде всего я хотела рассказать историю трамвайного движения в Петербурге и показать людей, которые сегодня работают в трамвайных и троллейбусных парках ГУП «Горэлектротранс». В итоге я взяла 51 интервью. Все мои герои – очень интересные люди, которые успели сменить не одну профессию, прежде чем прийти работать на предприятие.

Поэтому я уверена, что фильм можно показывать в школе в рамках уроков по профессиональной ориентации, чтобы помочь с выбором будущей специальности. Ведь у нынешней молодежи есть много стереотипов, связанных с рабочими профессиями. В том числе они часто думают, что человек пошел, например, в водители, потому что никуда больше не взяли. А это совсем не так. И фильм тому доказательство.

 Кто из героев особенно вам запомнился?

– Слесарь в троллейбусном парке. Во время интервью выяснилось, что он увлекается живописью. Рисует пейзажи, в том числе виды троллейбусного парка в разное время года. То есть у человека совсем особенное отношение к своей работе, полная вовлеченность – все, что ты делаешь, все, что тебя окружает, должно быть красиво.

– С какими архивными документами удалось поработать?

– Очень интересными оказались материалы, как строились трамвайные парки, в которых в середине XIX века не только работали, но и жили те, кто обслуживал конное движение в Петербурге: вожатые, конюхи, кузнецы, различные рабочие.

В Президентской библиотеке представлены оцифрованные уникальные планы нашего города с первыми трамвайными маршрутами, схемы реконструкции мостов под новый транспорт, рисунки первых вагонов и специальные памятки для пассажиров, по которым они могли ориентироваться.

В фильме много интересных фактов. Например, чтобы переехать мост через Неву, требовалось около 40 минут. Вагоны были одно- и двухконные, то есть рассчитанные на одну или две лошади. На подъемах запрягали дополнительную лошадь, а миновав мост, ее распрягали, и пассажиры продолжали свой маршрут.

Или то, как отказались от электрического трамвая. Российский изобретатель Федор Пироцкий изобрел электрический трамвай. Он установил электрический двигатель на коночный вагон. Вагон питался через рельсы, то есть один рельс был «плюс», другой – «минус». Но владельцы конно-железных дорог не поддержали новшество. Когда Пироцкий опубликовал статью о своем изобретении в журнале «Электричество», ее прочитал немецкий промышленник Эрнст Вернер фон Сименс. Он внес небольшие изменения и запатентовал идею русского изобретателя Пироцкого.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Но владельцы массовых перевозок нашли все-таки применение электрическому новшеству. Так, в начале XIX века появился «ледяной» трамвай, который ходил по льду Невы. «Товарищество для эксплуатации электричества Подобедова и К» проложило по льду реки три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы, а вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы.

С этими и множеством других фактов об истории трамвая можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки или в любом из более чем 1500 центров удалённого доступа, расположенных на территории Российской Федерации и за рубежом. Кроме того, у библиотеки постоянный контакт с коллегами из экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта Центрального архива Петербурга ГУП «Горэлектротранс» по обмену материалами и проведению совместных мероприятий.

 Сколько времени заняли съемки, с какими основными трудностями столкнулись?

– Начались съемки 21 декабря 2021 года. Окончательно идея, как и что снимать, сложилась, когда «Горэлектротранс» объявил о создании обновленного экспозиционного-выставочного комплекса на месте музея городского электрического транспорта – второй площадки Трамвайного парка № 3 на Среднем проспекте В. О., 77. Стало понятно, что это то что нужно: там музей, действующие экспонаты и люди, которые работают в «Горэлектротрансе». Закончили же съемки в сентябре 2022 года как раз историей о параде трамваев.

– Расскажите о своем опыте работы в Президентской библиотеке в качестве режиссера.

– Работа в Президентской библиотеке дает много возможностей. Ведется сотрудничество с музеями разных городов, заключаются соглашения о создании аудио- и видеопроизведений. Первый серьезный проект у меня был с Новгородским музеем-заповедником – сразу удалось отснять 10 документальных фильмов, так появилась коллекция «Спасенные фрески». Также считаю для себя очень важной тему Великой Отечественной войны. На портале Президентской библиотеки представлено много материалов, посвященных подвигу советского народа и Великой Победе. Среди них – два фильма, в которых я выступила режиссером. Это документальные фильмы «С молитвой о павших» – о Старо-Пановской операции на территории нынешнего Красносельского района Петербурга и «Юнги с острова Валаам» – о битве на легендарном Невском пятачке.

СПРАВКА:

Татьяна Дьяконова окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета (ныне Институт истории СПбГУ). Работает в Президентской библиотеке с 2009 года. Общий стаж работы – 40 лет. Среди документальных фильмов, которые она сняла: цикл «Спасенные фрески»; «Карл Миллес. Сад скульптур»; «мой адрес: на Мойке, близ Конюшенного мосту…»; «Русская икона в собрании Новгородского музея» (4 части) – около 70 фильмов и двухсот передач.

Первую и вторую серии фильма уже можно посмотреть на сайте Президентской библиотеки.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»