Яндекс.Метрика
  • Полина Яук

Эксперты рассказали, как помешать мошенникам использовать нейросети для генерации речи

Таким образом злоумышленники выдают себя за других людей
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Развитие технологий не только позволяет обществу двигаться вперед, но и создает для него новые опасности. Так, мошенники научились использовать сгенерированную нейросетями речь для обмана людей. Об этом во вторник, 10 октября, сообщает «Вечерка».

«Отрицать использование дипфейков и синтеза речи в целях злоупотребления правами или с целью дискредитации не приходится, однако стоит отметить, что такая деятельность не является законной и влечёт ответственность, предусмотренную законодательством», – поделился председатель Комитета по законодательству петербургского ЗакСа Всеволод Беликов.

Проблема заключается в том, что в законодательстве пока нет уголовной ответственности за использование дипфейков.

«Случаи мошенничества с применением таких технологий караются по общим нормам о мошенничестве. Летом 2023 года правительство РФ не поддержало законопроект о введении специальной уголовной ответственности за злонамеренные дипфейки, посчитав, что подобные деяния пока не обладают достаточной степенью общественной опасности и что для регулирования ответственности в этой сфере уже существует норма ст. 137 УК РФ “Нарушение неприкосновенности частной жизни”», – объяснил генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артём Швайк.

По словам адвоката, руководителя аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс» Татьяны Терещенко, в законодательстве необходимо прописать определение нематериальных благ, чтобы обезопасить людей от подобного использования нейросетей.

«В последнее время часто указывается на то, что и голос, и лицо являются частью имиджа, собирательного образа человека, который может быть коммерциализирован. В законодательстве отсутствует определение нематериальных благ, при этом их защите посвящена глава 8 ГК РФ. Специальной статьи, в которой прямо было бы указано на охрану лица или голоса, нет. Однако общая ст. 150 ГК РФ содержит базовое положение, что любые нематериальные блага, в том числе прямо не поименованные в законе, подлежат защите всеми способами, предусмотренными законом, в зависимости от существа блага и характера нарушения. Правда, в доктрине давно указывается на недостатки такого подхода и отмечается, что правильно говорить в целом о всемерной охране любых нематериальных благ, учитывая их конституционную ценность», – отметила эксперт.

Специалисты сходятся во мнении, что изменения в законодательстве и признание голоса объектом интеллектуальной собственности позволят справиться с использованием нейросетей в мошеннических целях.

Ранее «Петербургский дневник» писал, почему не стоит бояться мошенничества с использованием голосовых дипфейков.