Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Страшно дышать самой»: в Педиатрическом университете сделали уникальную операцию на трахее, дав возможность ребенку дышать

Мультидисциплинарная бригада Педиатрического университета прооперировала 10-летнюю Доминику Луговую, чтобы извлечь трахеостому и дать ребенку полноценно жить и дышать
Фото: Марина Бойцова/«Петербургский дневник»

В 4,5 года у девочки из маленького города Осинники Кемеровской области началась одышка. Чтобы установить верный диагноз, потребовалось полтора года. Врачи разошлись во мнениях: одни подозревали токсический зоб, другие – онкологию. Когда Доминика начала задыхаться после пары шагов, ее положили в Новокузнецкий онкологический центр. Малышке вырезали лимфоузел и предложили отправить материалы для исследования в Москву, в Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.

«Вскоре мне позвонили оттуда и сказали, что у Доминики папиллярный рак щитовидной железы. Мы срочно поехали на лечение в Центр имени Блохина», – рассказывает Ксения Садыкова, мама Доминики.

Врачи сомневались, что опухоль удастся удалить. Сложнейшее вмешательство продлилось более семи часов, потом была неделя в реанимации. Девочка выкарабкалась, но тут же последовал еще один страшный удар: не выдержав горя, у Доминики на следующий день после ее операции умер папа.

«Папа Доминики умер в 37 лет, на следующий день после того, как ее прооперировали. Он не выдержал этого напряжения, и у него случился инфаркт. Папа очень любил Доминику, после озвученного диагноза он сходил с ума. Мне же помогла выстоять моя цель – непременно добиться выздоровления дочери», – поделилась мама пациентки.

Однако опухоль дала метастазы в гортань и пищевод девочки. Удалить ее радикально было невозможно: осталось два очага. После операции Доминика прошла три курса терапии радиоактивным йодом в Институте онкоэндокринологии Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии в Москве. Лечение оказалось эффективным: очаги ушли. Однако у ребенка фактически пропало дыхание.

«Трахея была деформирована за счет опухоли, был паралич голосовых связок. Пришлось накладывать трахеостому. Девочке сделали четыре операции в попытках убрать трахеостому. После третьей мы стали закрывать трахеостомическую трубку: днем Доминика могла дышать носом, но дыхания по-прежнему не хватало ночью», – рассказывает мама Ксения.

Тем не менее сильная девочка смогла пойти в обычную школу: во время уроков ее ждал дедушка с аппаратом для санации трубки. Мама говорит, что Доминика не стеснялась трахеостомы или тихого голоса, однако жить полноценной жизнью с отверстием в горле было непросто.

Врачи сказали, что полностью восстановить гортань сможет только профессор Павлов в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом университете (СПбГПМУ). Изначально речь шла о большой операции – реконструкции гортани и трахеи трансплантатом реберного хряща.

«Опухоль деформировала трахею, после операции у ребенка развился двусторонний паралич гортани. Неоднократные попытки хирургического лечения в других клиниках не принесли должного эффекта», – пояснил заведующий кафедрой отоларингологии СПбГПМУ Павел Павлов.

В Педиатрическом университете 10-летней девочке выполнили эндоскопическую реконструкцию гортани. Так называемую хордэктомию бригада под руководством Павла Павлова провела с использованием микроскопа и лазера. Медики расширили голосовую щель пациентки, удалив заднюю часть голосовой складки. Благодаря операции Доминика теперь дышит через естественные пути – рот и нос.

«Мне было страшно убирать трубку, я плакала. Пока я не привыкла, еще немного трудновато дышать. Но сатурацию (уровень насыщения крови кислородом. – Ред.) сегодня мерили – она у меня 100 процентов», – рассказала через два дня после операции Доминика.

«Мы проводим около 10 таких операций в год. Уникальные методики, разработанные у нас на кафедре, прочно вошли в практику. Мультидисциплинарный подход, реализуемый в университетской клинике, позволяет помогать самым сложным пациентам», – подчеркнул заведующий отоларингологическим отделением Дмитрий Бреусенко.

В ближайшем будущем девочка хочет заняться спортом – пойти на йогу. А еще вернуться в художественную школу: раньше часто приходилось пропускать занятия из-за ОРВИ, ведь трахеостома – открытые ворота для инфекций. Мама планирует отвезти дочку на море – в последние годы она была занята только лечением, и возможности отдохнуть не было.

«Теперь мы дышим – это один из самых счастливых моментов за пять лет. Первый был, когда нам сказали, что мы победили рак. Мы хотим перебраться в Москву, где лечились от онкологии, чтобы быть поближе к Петербургу. После того, что мы пережили, бояться за здоровье Доминики мы не перестанем никогда, поэтому мы хотим жить рядом с крутыми специалистами, которые готовы нам помочь. Я очень благодарна всем нашим московским врачам и всему коллективу отделения оториноларингологии Педиатрического университета. Отдельная благодарность – Павлу Владимировичу Павлову и Марии Леонидовне Захаровой», – сказала Ксения Садыкова.