Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Педагог школы Грота Наталья Дорогова: «Дети должны тебе поверить и довериться»

Она полвека работает с незрячими и слабовидящими ребятами
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Наталья Дорогова полвека работает с незрячими и слабовидящими ребятами – учениками школы Грота. И сама не понаслышке знает о том, как бывает тяжело таким деткам: в раннем возрасте она сама стала терять зрение. Но она не сдалась – за плечами педагога победа в национальном конкурсе «Учитель года», а самое главное, любовь и поддержка учеников, среди которых олимпийские чемпионы.

ШКОЛА – ТЕПЛЫЙ ДОМ

Наталья Николаевна родилась в Ленинграде в семье коренных петербуржцев. Проблемы со зрением проявились еще в раннем детстве, что и привело девочку в школу-интернат № 1 для слабовидящих детей.

«Мама болела токсоплазмозом, но в те времена об этом заболевании ничего не знали, – объясняет заслуженный учитель России. – У меня и старшего брата тоже оказалось это заболевание… Мы плохо видели и пошли в школу слабовидящих детей. Брат, который был старше меня на 12 лет, пошел первый. Сегодня он известный в мире человек – профессор-математики, преподает в Большом университете. И он всегда замечал: «Школа дала многое». Почему? Она была родным теплым домом.
Свой долгий педагогический путь Наталья Николаевна начала в педагогическом институте имени А. И. Герцена, став дипломированным тифлопедагогом. Ее всегда тянуло к школе и детям, ведь, как со смехом признается наша собеседница, по натуре она всегда была «командиршей». Но путь этот оказался тернист. «Зрение совсем село, и оказалась не у дел… Пришла в комитет по образованию, а инспектор мне говорит: «Деточка, я возьму, конечно, твое заявление, но место, наверное, найдется к пенсии. Так что думай, что тебе делать». Слава богу, директор школы мне помогла и пригласила на работу. Я стала вожатой, потом воспитателем, а потом учителем. Университет я оканчивала заочно, потому что уже не могла оторваться от школы. Вот такой мой трудовой путь».

«В первый раз в качестве учителя я входила спокойно и собранно, потому что до этого 10 лет занималась комсомольской работой, – вспоминает Наталья Николаевна. – И все-таки когда я переступила порог кабинета, почувствовала, как будто бы в животе все заморозилось. Я их так боялась! Думала, что сейчас опозорюсь… Но знаете, все сложилось. Вначале меня поставили на брайлевский класс, а зрение – плохое, проверять тетради тяжело. У меня быстро появились две девочки-помощницы, которые сказали: «Мы вам поможем, все прочитаем, только приходите к нам работать. А самое приятное: мои ребята поступали в институты!»

СОЗДАТЬ ДОВЕРИЕ

К слову, именно благодаря упорству Натальи Николаевны в России была поднята проблема прохождения незрячими и слабовидящими учащимися Единого государственного экзамена. Теперь ребята сдают ЕГЭ на общих основаниях, но в комфортной для выпускников обстановке, с учетом их особых образовательных возможностей.

«Я считаю, что в обучении важны три вещи: бумага, перо и чернила и книга. Мы все помним Пушкинский лицей, который выпустил 29 гениев. Слабовидящие и слепые дети вполне могут его освоить программу. Да, слепым сложно, ведь комплексы существуют. Меня неоднократно приглашали работать директором школы, во Дворец молодежи и райком комсомола. Я честно вам скажу: очень стеснялась. Мне казалось, я совсем плохо вижу, носом читаю. Несмотря на возможность такого роста, я отказалась. Мне всегда было комфортно в родной школе.

Главный педагогический секрет Натальи Дороговой изящен и прост: сначала создать доверительную обстановку и пригласить ребенка к диалогу. Наверное, именно он помог ей выучить знаменитого спортсмена-паралимпийца Александра Голинтовского.

«Наши дети внутренне очень недоверчивы к миру, потому что мир, к сожалению, недоверчив к ним, – признается педагог. – Раньше ведь было табу: не показывать инвалидов, никаких конкурсов и открытых дверей – ничего не делать. Сегодня все изменилось. Дети должны тебе поверить и довериться. У меня есть такая цепочка взаимодействия. Прежде всего ты не должен давить на детей, должно присутствовать самовыражение, должна быть свобода. Вот после этого появляется доверие, возникает диалог, и тогда, когда все это сложится и ребенок примет тебя, тогда будут и знания, и ответная реакция. Учителя говорят об обучении, но я думаю, очень важно воспитание. Учитель – прежде всего воспитатель и наставник. И он должен расположить детей к себе. Если этого нет, даже самые лучшие учителя, которые будут давать суперзнания, не смогут найти подход к классу. Мои дети говорят: «Наталья Николаевна строгая, но справедливая». Я всегда долго схожусь с ними: беру их в пятом и в 12-м выпускаю. И пятый – это действительно очень тяжело, они совсем малыши, но все складывается».

А еще один из главных секретов учителя – приобщать детей к культуре. Я устраивала настоящие балы в Елагином дворце, возила ребят на Ваалам и за границу.

«Мы живем в Санкт-Петербурге, мы люди культуры. И детям это нужно не просто донести, а в них это нужно воспитать . Театры, музеи, экскурсии – я поставила для себя задачу культурно образовывать людей. Куда я их только не водила, например в Малый драматический театр. Даже если на первые ряды не было билетов, я им раздавала по тетрадке: мы садились в проход на эти тетрадки и с удовольствием смотрели спектакль. Все-таки петербургский педагог – это педагог культуры – национальной, зарубежной, культуры социума. И в этом наше величие».