Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Наталия Путиловская: «Труд учителей перестал считаться «образовательной услугой»

Председатель Комитета по образованию – о том, как меняется отношение к педагогам
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В преддверии Дня учителя «Петербургский дневник» побеседовал с председателем Комитета по образованию Наталией Путиловской о том, как меняется отношение к педагогам, зачем в школах открываются психолого-педагогические классы и в чем похожи разные поколения петербургских педагогов.

– Наталия Геннадьевна, 2023 год проходит под знаменем Года педагога и наставника. Ощущается ли особое внимание петербуржцев к этой теме?

– Многие годы приоритет личностного развития был ориентирован на то, чтобы человек сделал себя сам. Но такое воспитание невозможно без наставника, педагога, старшего товарища. В судьбе каждого есть такой человек, который повлиял на наше становление, наше мировоззрение, нашу профессиональную ориентацию. Поэтому Год педагога и наставника – это признание особого статуса таких людей.

Остановлюсь на том, что было сделано в преддверии этого знакового года правительством Санкт-Петербурга для признания особого статуса наших педагогов. Так, губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым учреждены почетные звания в различных отраслях, в том числе в образовании. Почетным званием «Заслуженный работник просвещения Санкт-Петербурга» и почетным званием «Заслуженный учитель Санкт-Петербурга» впервые в преддверии Международного дня учителя в 2023 году будут награждены высокопрофессиональные работники дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, подготовки и повышения квалификации работников образования в Петербурге.

С этого года решением правительства города увеличен размер премии «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга, реализующего образовательные программы дошкольного образования» с 50 до 100 тысяч рублей каждая. Премию получат 100 воспитателей как детских садов, так и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений. А также ежегодно правительством Санкт-Петербурга присуждаются премии педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров международных и всероссийской олимпиад школьников, лучшим учителям, лучшим мастерам производственного обучения, классным руководителям и еще многим категориям педагогических работников.

– Не секрет, что и на государственном уровне к системе образования сейчас приковано особое внимание…

– На государственном уровне для развития отечественной системы образования и воспитания, поддержки педагогического сообщества действительно уже сделано немало. Принят ряд важнейших документов, благодаря которым в образование наравне с обучением вернулась функция воспитания, утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые лежат в основе воспитания. По инициативе президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина труд учителей перестал считаться «образовательной услугой».

К слову, у нас в Петербурге традиционно ведется большая работа с молодыми специалистами. В каждом районе города функционирует клуб или совет молодых педагогов – эта деятельность организована в содружестве с Профсоюзом работников образования.

– В Петербурге, как и в других регионах России, стали открываться психолого-педагогические классы. Как проект поможет привлечь в школу молодых учителей?

– Петербург в настоящее время сталкивается, как и другие регионы, с необходимостью подготовки все большего числа педагогических кадров. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов на августовском городском педагогическом совете в 2023 году привел такую статистику: за 4 года было построено 68 школ и 164 детских сада, что требует значительного увеличения количества педагогических кадров. Поэтому развитие в Петербурге сети психолого-педагогических классов становится не только задачей для городской системы образования, но и значимой социальной задачей стратегии развития мегаполиса.

С 1 сентября 2023 года в нашем городе действует 305 таких классов в 106 школах.

Сегодня необходимо новое качество подготовки будущих петербургских педагогов, что предусматривает гармоничное сочетание сформировавшихся в педагогическом сообществе города традиций и освоение будущими педагогами целого ряда инновационных педагогических практик. Высокий уровень мотивации к педагогической деятельности, понимание ее социального значения, ощущение личной готовности к ее осуществлению – все эти смысловые позиции имеют, на наш взгляд, не меньшую важность для деятельности сети петербургских психолого-педагогических классов, чем знакомство с набором определенных профессиональных приемов.

– Год педагога и наставника – это еще и повод поговорить о достижениях петербургской педагогической школы…

– Хочется отметить, что Санкт-Петербург ежегодно подтверждает свой статус столицы дополнительного образования России. Педагог историко-краеведческого клуба «Петрополь» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Елена Стальмак стала абсолютным победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2022». Благодаря этому в Год педагога и наставника финал столь значимого конкурса с 19 по 23 сентября прошел в Санкт-Петербурге. И наши педагоги вновь не подвели: лауреатами конкурса стали Константин Чимирёв, педагог из Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, Виктор Галеев из Дворца детского и юношеского творчества Кировского района и Евгения Новикова из Академии талантов.

А на всероссийском конкурсе «Воспитать человека», итоги которого подвели только что, 3 октября, абсолютную победу завоевала наша Екатерина Авакумова, педагог Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской», представившая воспитательную практику по созданию воспитательных аудиоподкастов «Диалоги на Ленской» для детей, родителей и педагогов.

Петербургские педагоги стали лауреатами всероссийского конкурса «Учитель родного языка и родной литературы». Это учитель школы №323 Невского района Федор Мостовский и воспитатель детского сада №25 комбинированного вида Курортного района «Умка» Людмила Самойлова, которая вошла в 15 лучших воспитателей России – 2023.

«Малую жемчужину» конкурса «Воспитатель года России – 2023» завоевала воспитатель детского сада №11 Выборгского района Анна Большакова, войдя в пятерку лучших воспитателей России.

Еще не все профессиональные конкурсы этого года завершились, мы желаем успеха всем нашим участникам!

– Наталия Геннадьевна, как ваш преподавательский опыт помогает вам в ежедневной работе в качестве председателя Комитета по образованию?

– Когда я закончила обучение в нашем РГПУ им. Герцена, после распределения я оказалась в школе №444 Фрунзенского района, где мне достался пятый класс. Я одновременно стала и классным руководителем, и учителем математики. У меня было 42 учащихся… И знаете, все успевали. Сегодня, когда школы набирают первоклассников, родители спрашивают, почему в классе 30 человек, говорят, что это невозможно, что все друг другу будут мешать и учитель просто не справится. Тогда я рассказываю свою историю, говоря о том, что в 1984 году все было точно так же. Учебный процесс не страдал от количества детей.

Это был прекрасный опыт! За годы работы в школе ты каждый день ощущаешь эмоциональную связь с учениками, с их родителями. Со своими учениками я общаюсь и сегодня. Некоторые из них стали известными людьми в Петербурге, депутатами Законодательного собрания и разными большими начальниками. Мы встречаемся и с удовольствием вспоминаем, как нам было хорошо вместе.

– Сегодняшние молодые учителя – похожи ли они на вас и ваших коллег?

– Встречаясь с молодыми педагогами, студентами выпускных курсов, могу с уверенностью сказать, что особой разницы нет. Это все тот же молодой задор, желание работать педагогом. Да, может быть, наши молодые специалисты более подготовлены в информационных технологиях, умеют пользоваться компьютером чуть лучше, чем более опытные и старшие коллеги. Может быть, они ближе к своим воспитанникам, детям, ученикам в плане освоения современных цифровых сервисов.

Но по состоянию души, эмоциональному настрою, любви к детям разницы между разными поколениям педагогов действительно нет.

– Петербургская школа – какая она сегодня?

– Я хочу сказать, что петербургская школа всегда занимала лидирующие позиции в системе образования Российской Федерации и на международном уровне. Мы всегда принимали гостей, делились опытом. Петербургская школа качественная, высокопрофессиональная и амбициозная. Мы знаем себе цену, готовы делиться опытом и знаем, что у нас действительно получается хорошо, а над чем стоит работать. Мне нравится в наших педагогах то, что они готовы осваивать новые направления, что они критично относятся к себе и являются профессионалами высокого уровня.