Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Михаил Пиотровский: «Мы создаем музей XXI века, на который равняются»

Генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал о музейных проектах
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

– Михаил Борисович, ко дню перенесения мощей святого князя Александра Невского его рака, находившаяся в Эрмитаже, была передана церкви. Скажите, как будет обеспечена ее сохранность?

– Рака Александра Невского большим количеством верующих России признается за священную. Поэтому, учитывая их чувства и отвечая на их просьбы, мы приняли решение о передаче раки Русской православной церкви. Теперь наша задача состоит в том, чтобы шедевр ювелирного искусства не пострадал от его использования. Для этого составлен договор, в котором изложено сложное техническое задание, где и как это должно делаться.

В Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, где теперь находится рака, стоит аппаратура, которая обеспечивает нужную температуру и влажность. Но это дело непростое, поэтому каждое утро у меня начинается с отчета службы безопасности, в котором содержатся данные мониторинга измерения температурно-влажностного режима в этой церкви. Тот же самый документ ложится на стол наместника Александро-Невской лавры. Пока все более-менее нормально, хотя влажность надо немножко уменьшать.

– Вы говорили, что у религиозных предметов две функции – художественная и ритуальная, и они расходятся. Как в таком случае будет обеспечена доступность раки?

– В церкви, как и в музее, все доступно. Но надо смотреть с точки зрения сохранности памятника. Сейчас мы обсуждаем, как будет обеспечен доступ людей в храмовые помещения Благовещенской церкви, вместимость которых невелика. Одновременно туда могут войти не более 30-40 человек, и большее количество людей может нарушить температурно-влажностный режим.

Будем использовать мировой опыт, как, например, в Италии, где, прежде чем войти к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, люди ждут в специальном помещении. Вот этот принцип и станем отрабатывать.

– А как продвигается строительство третьей очереди хранилища Эрмитажа в Старой Деревне?

– Там идет грандиознейшая стройка, какой нигде не было. Возникает новый Эрмитаж, где есть Эрмитажная площадь, правда, пока она так не называется. А вместо Александровской колонны – Менгир (скульптурная композиция Дмитрия Каминкера). Это мощный центр, где сейчас стоит здание библиотеки в 14 этажей. Дальше будет вопрос насыщения, и это значительно сложнее, чем строиться. Но торопиться нельзя, лучше сделать все тщательно. Мы всегда объясняем, что Эрмитаж – это память и вечность.

– Впереди Санкт-Петербургский международный культурный форум. Как Эрмитаж будет принимать участие в этом событии?

– Сейчас программа только формируется. Но могу сказать, что все будет происходить здесь, в анфиладах Главного штаба. И Эрмитаж будет участвовать в форуме этим особым музейным пространством. Общее количество людей будет значительно меньше, чем раньше. Пройдут пленарные заседания, секционные круглые столы. В частности, будет один музейный, который проведет Эрмитаж. Мы будем обсуждать музейные
проблемы. Также пройдут круглые столы по всем остальным темам: театр, кино, музыка. Отдельное заседание будет посвящено искусственному
интеллекту.

– Главный штаб, о котором вы упомянули, играет все большую роль в нашей жизни.

– Да, вот вы спрашиваете о строительстве. А я вспоминаю Главный штаб, который еще не так давно стоял в руинах. Но мы все отреставрировали
и сегодня имеем совершенно уникальное музейное пространство.