
Владимир Фролов: «Как создать музей архитектуры»

С 13 по 17 сентября в Петербурге прошел фестиваль «Архитектон», организованный Санкт-Петербургским союзом архитекторов. Мероприятие собрало около 12 тысяч зрителей и дало возможность профессионалам из разных городов обсудить актуальные темы развития отрасли. Вопросов было затронуто немало, но в финале прозвучала одна из самых, наверное, интересных тем для нашего города – тема музея архитектуры, а точнее, его отсутствия.
Ее артикулировал практикум, в ходе которого команды из ведущих архитектурных вузов создали проекты музея архитектуры в Петербурге. Предложения получились разные и порой весьма радикальные.
Упомянем три наиболее яркие работы. Команда Академии художеств поместила объем сооружения под воду – прямо перед стрелкой Васильевского острова, то есть в самом сердце мегаполиса. Ребята из ВШЭ тоже придумали водный объект, некий ковчег-корабль, курсирующий по реке и способный пришвартоваться для загрузки посетителей. Студенты из Академии Штиглица пошли по более традиционному пути и предложили музей рядом с местом «прото-Петербурга» – на набережной Невы, у бывшей шведской крепости Ниеншанц.
Однако вопрос о музее архитектуры состоит не только в том, как должно выглядеть здание. Он более сложен. В отличие от живописи и скульптуры, архитектуру не так просто показать в музее, просто потому, что здесь главные экспонаты – здания и сооружения, которые нельзя взять и уместить внутри другого сооружения. Поэтому музей архитектуры всегда пользуется опосредованными способами показа зодчества. И в этом плане сама выставка фестиваля «Архитектон» стала отличным экспериментом, позволяющим понять, как может быть организована экспозиция подобного музея.
Итак, в центре находились работы ведущих архитекторов города, поданные не на традиционных планшетах, но в виде анимации и движущихся картинок. На самом деле примерно так сегодня и представляются проекты заказчикам. Историческая часть была представлена графикой позднесоветского периода – наименее изученного в нашей науке (а значит, наиболее актуального для демонстрации и анализа). Обыкновенные макеты превратились в более интегральный и метафорический вид экспоната – архитектурную инсталляцию. Здесь чувствовалась близость к современному искусству с его концептуальной загадочностью и зрелищностью. Наконец, отдельные сегменты выставки были сформированы архитектурными школами: образование с самого начала общемирового развития архитектурного музея было одним из важнейших его элементов.
«Архитектон» стал не просто важным событием в городской жизни, фестиваль показал, что зодчество сегодня – это не скучное проектирование одних бесконечных ЖК, а многогранная художественная и практическая деятельность. Сентябрьское событие стало полновесным высказыванием на тему потенциального музея архитектуры в Петербурге, проверкой того, как работают и живут вместе разные способы репрезентации зодчества и разговора о ней.