Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Как в Петербурге работает система среднего профессионального образования

На примере колледжа электроники и медицинского колледжа № 3
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Директор колледжа электроники и приборостроения Галина Воронько рассказала «Петербургскому дневнику», почему в средних специальных учебных заведениях важно создавать условия, максимально приближенные к реальному производству.

– Галина Ивановна, в этом году в колледже один из самых высоких конкурсов на поступление среди всех средних специальных учебных заведений Петербурга. Почему ребята выбирают вас?

– Выбирают, наверное, потому что сейчас электроника востребована, эти профессии действительно нужны стране. Важно, что, помимо электроники, ребята могут освоить информатику, мобильную робототехнику, а это самые современные на сегодняшний день профессии. Учащиеся понимают, что у них всегда будет работа, а значит, и заработок. Считаю важным и тот факт, что мы гарантируем выпускникам трудоустройство. Поэтому наше учебное заведение, как говорится, на слуху в городе.

– Кто сегодня чаще стремится получить профессию на базе среднего специального учебного заведения: выпускники девятых или одиннадцатых классов?

– У нас получается примерно 50 на 50. Ребята, которые уходят из школы после 9-го класса с хорошими отметками, заинтересованы в том, чтобы быстрее получить профессию и идти работать, быть самостоятельными. Обычно они на этом не останавливаются, строят профессиональную карьеру и поступают на заочное или вечернее отделения в институт, продолжают обучение, при этом они уже знают, что наработали большой практический опыт. Наши выпускники успешны, потому что уровень знаний, полученный в колледже, достаточно хороший.

Я всегда говорю: не бывает идеальных студентов, выпускаются все с разным уровнем знаний. Есть ребята, у которых он значительно выше, у некоторых как у инженера, просто не хватает «корочки». Есть и такие ученики, которые приучены заниматься самообразованием, они тратят на это достаточно много времени. И такие ребята меня очень радуют.

На днях, например, был очень приятный звонок с предприятия от коллег: «Вы знаете, ваши студенты после теории в колледже приезжают на работу во вторую смену». То есть они были там на практике, а теперь продолжают работать. Ребята не пропускают занятия и вечером трудятся на реальном производстве. Это говорит о том, что им нравится.

Приятно было побеседовать с генеральным директором еще одного крупного предприятия, который сказал: «Галина Ивановна, я обязательно буду сопровождать поступление вашего студента в институт, от предприятия мы дадим ему стипендию, персональную доплату, потому что за год, что он был на практике, он сделал очень много и работает как самостоятельный инженер». Вот такие отзывы мы получаем! И это значит, наша работа действительно нужна и востребована.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– На каких предприятиях проходят практику ваши студенты?

– Сегодня у нас серьезные партнеры, такие как холдинг «Алмаз-Антей», Обуховский завод, Специальный технологический центр. Это, как уже понятно, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Несколько дней назад наши ребята ездили на экскурсию на предприятие «Навигатор».

Самое главное, что это модернизированные, современные рабочие места. А мы в колледже сделали все для того, чтобы в нашем учебном заведении были такие же мастерские, как и на предприятиях, чтобы адаптация проходила максимально комфортно.

– А можете привести конкретные примеры? Где занимаются ребята, прежде чем прийти условно на завод?

– Им помогает учебно-производственный комплекс, который мы создали еще в 2008 году для адаптации студентов к условиям реального производства. В 2009 году мы его запустили, и с каждым годом эта история набирает все больше и больше оборотов. Именно там мы выпускаем товары, которые востребованы у наших партнеров. Это заказы в том числе и в сфере импортозамещения.

Студенты делают свою продукцию уже со второго курса, у них быстро вырабатывается ответственный подход к работе, они используют технологии бережливого производства, понимают, что такое сдельная оплата труда.

– Что пожелаете своим коллегам в Год педагога и наставника, который сейчас проходит в России?

– Традиционно желаю хороших студентов, а прежде всего хотелось бы сказать спасибо нашим педагогам-наставникам из системы среднего профессионального образования. Среди них много талантливых людей, которые любят свою работу и отдают свою душу подрастающему поколению.

ФАКТ: 118 000 студентов обучаются по программам среднего профессионального образования в Петербурге в новом учебном году.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Как сестринское дело смогло обогнать по популярности у абитуриентов ортопедическую стоматологию? Об этом в беседе с нашим изданием рассказала директор медицинского колледжа № 3 Наталия Федотова.

– Наталия Витальевна, чем порадовали абитуриенты этого года?

– Приемная кампания этого года действительно порадовала! В нашу жизнь входит «цифра», и в этом году у нас появилась цифровая система приема абитуриентов: мы стали работать с «Госуслугами».

Конкурс в этом году значительно увеличился по сравнению с предыдущими. Отмечу, что по государственной программе развития здравоохранения наш город усиленно решает проблему обеспечения средним медицинским персоналом первичного звена. И наши студенты принимают в этом процессе самое активное участие!

У нас много баз практик, почти 200 медицинских учреждений, а в самом колледже для студентов работает шесть больших лекционных аудиторий, как в высшем учебном заведении. Вместо классов у нас учебные лаборатории, оснащенные как настоящие рабочие места специалистов, например, есть рабочее место зубного техника или гигиениста, где можно найти стоматологические установки, муляжи, симуляторы.

Кстати, специалистов мы готовим не только для Северной столицы, но и практически для всей страны, потому что приезжают к нам и иногородние ребята.

– Почему они выбирают вас?

– Первый фактор всегда связан с тем, что к нам приходят дети из медицинских семей. Тем более если это специалисты узкого профиля. А еще мы наработали авторитет в городе, поскольку много лет взаимодействуем с практическим здравоохранением.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Если говорить конкретно, то какие, например, специальности можно освоить в медицинском колледже № 3?

– «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело». Все это очень востребованные направления. Так, специалисты среднего звена по специальности «Лабораторная диагностика» могут работать достаточно обособленно под контролем врачей. А гигиенисты – это всегда правая рука доктора.

Сестринское дело, кстати, связано с помощью людям, и в наше время оно в буквальном смысле слова выходит на новый уровень сознания. В этом году у нас всего две группы после девятого класса, и на 70 бюджетных мест было подано около девяти тысяч заявлений. По количеству заявлений они опередили даже ортопедическую стоматологию, хотя она всегда была лидером в нашем городе.

– Ведете ли вы работу в сфере профориентации?

– Да, конечно, мы активно сотрудничаем со школами, устраиваем экскурсии. Это очень здорово, радует, что уже в школе дети интересуются своим будущим и видят перспективу связать свою жизнь со сферой здравоохранения.

При этом замечу, что в предыдущие годы многие абитуриенты шли по инерции: некоторые ребята поступали вместе с друзьями, по совету родителей... Сегодня эта ситуация изменилась, и студенты первого курса с большой радостью погружаются в медицинские науки и в гораздо большем количестве доходят до победного конца.

Происходят и другие изменения. Например, ортопедическая стоматология всегда была мужской профессией, а сейчас и девочки серьезно ею интересуются и тоже поступают на это направление. Более того, лабораторная диагностика, раньше казавшаяся женской участью, теперь привлекает юношей. Тут важно, что наука не стоит на месте, в данной профессии очень много траекторий для более узкой специализации.
Кроме того, мы даем возможность получения дополнительного образования на выпускном курсе.

– Насколько это востребовано у студентов вашего колледжа?

– Это востребовано, многие учащиеся используют эту возможность и идут, например, на переподготовку по бактериологии или гистологии. На выходе ребята получают базовый диплом и диплом узкого специалиста. Для потенциального работодателя это очень удобно, ведь не придется направлять работника на дополнительную подготовку и тратить средства.

– Этот год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. Наставник для медика – какой он?

– Вы знаете, в медицине есть одна очень важная особенность: к нам приходят педагоги из практического здравоохранения, и при этом они продолжают работать. Это очень ценно, ведь ленинградская медицинская школа всегда была одной из сильнейших в России. Гигантское количество традиций этой школы живет в нашем городе и по сей день.

Я считаю, что воспитать медика – значит в первую очередь воспитать настоящего человека, сформировать его нравственные приоритеты и цели. Мы принимаем детей и своими руками при помощи их желания формируем образ будущего медицинского работника, который будет служить своей профессии и отдавать свою любовь людям.

ФАКТ: в 2021 году колледж отметил 100 лет со дня своего основания. Это одно из старейших учебных заведений в стране, где готовят высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения.

Закрыть