Константин Костромин – о канонизации Александра Суворова: «Предугадать решение комиссии довольно сложно»
Недавно здание Благовещенской церкви Александро-Невской лавры было полностью передано Русской православной церкви. Именно там находится могила прославленного русского полководца Александра Суворова, которого хотят канонизировать. Напомним, в августе этого года на заседании Священного Синода Русской православной церкви предложили возобновить рассмотрение процесса подготовки к возможной канонизации генералиссимуса.
– Расскажите, пожалуйста, как происходит канонизация?
– Тут важны два вопроса. Первый – критерии святости. Второй – процедура канонизации, то есть подтверждение факта святости конкретного человека и призыв к его почитанию. Когда речь идет о критериях святости, имеется в виду благочестивая жизнь человека, его приверженность церкви, наличие народного почитания и чудотворение. Комиссия по канонизации проводит сбор сведений о человеке по этим критериям и анализирует их. В некоторых случаях ключевой критерий для канонизации – чудотворение. В случае с мучениками он иногда отходит на второй план, потому что уже есть смысловой подвиг, который затмевает все остальное. Есть критерии, которые не столь важны, но могут играть определенную роль. Например, нетленность мощей.
– Как проходит сама процедура?
– В древности, в эпоху античности, в церковных общинах почитали того или иного человека за святость. Как правило, это касалось мучеников. Когда прославление святых изменилось, стало более официальным, сказать довольно сложно. Склоняюсь к тому, что это произошло после того, как христианство стало разрешенной, а потом и государственной религией в Римской империи, то есть после IV века.
Обычно историки оперируют двумя терминами – «прославление» и «канонизация». Прославление – это когда святость человека показывает людям Бог. Это становится настолько очевидным и безусловным для церкви, что почитание становится всеобщим и естественным. Условием прославления является консенсус трех сил. Власти церковной, гражданской и народа. Никаких процедурных вопросов тут не было. Могли быть торжественные моменты, которые демонстрировали это согласие. Например, перенесение мощей, написание жития или богослужебных текстов.
Сегодня мы имеем дело с канонизацией, то есть с решением уполномоченного органа (Священного Синода, Собора), с составлением соответствующего акта. Допустим, кто-то выходит с инициативой о канонизации какого-то христианина. Инициатор пишет заготовку жития, собирает свидетельства о благочестивой жизни, чудесах. Эти документы направляются на рассмотрение епархиальной комиссии по канонизации, которая анализирует их. Если там видят какие-то изъяны, могут вернуть на доработку или отказать в рассмотрении, обосновав свой вывод. Потом материалы проверяет Синодальная комиссия. Промежуточное решение принимает Синод, но окончательное решение – за Архиерейским собором.
– За границей могут не признать решение Собора?
– О таких прецедентах я не слышал. Если сомнений не возникает, имя святого вносят в местные православные календари. Если возникают сомнения, просто молча не замечают, но все это проходит малозаметно, без конфликтов.
– Какую роль играет нетленность мощей?
– Подтверждающую. Вопрос нетленности мощей – это проявление чуда. При этом нетленность мощей не обязательное условие для канонизации.
– Как вы думаете, Суворов будет канонизирован?
– Он был глубоко верующим православным человеком, благочестивым христианином. Но предугадать решение комиссии довольно сложно. Нужно изучить много документов, его книгу, воспоминания о нем. Могу сказать, что вопрос будет детально изучен. Тем более что вопрос его канонизации уже поднимался в конце 1990-х годов.