Экономисты сочли бюджет России – 2024 излишне пессимистичным
Правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на следующие три года. По расчетам кабмина, с 2024-го по 2026-й бюджет страны будет пусть немного, но дефицитным. Как считают экономисты, власти следуют принципу «надейся на лучшее, но рассчитывай на худшее».
Как прописано в документе, доходы федеральной казны прогнозируются в размере 35 триллионов рублей в 2024 году, 33,5 триллиона рублей – в 2025-м и 34,1 триллиона рублей в 2026-м. Расходы государства ожидаются на уровне 36,6 триллиона рублей, 34,4 триллиона рублей и 35,6 триллиона рублей соответственно.
Таким образом, дефицит бюджета в следующем году может составить 1,6 триллиона рублей, 900 миллиардов рублей – в 2025-м и полтора триллиона рублей в 2026-м. Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, власти постарались «минимизировать дефицит настолько, насколько это возможно».
Приоритетными направлениями для государства в этот период станут социальная поддержка самых уязвимых категорий граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, а также технологическое развитие и расширение инфраструктуры. Также в бюджете предусмотрено полное финансирование всех обязательств государства перед гражданами. По закону, после одобрения правительством проект бюджета вносится в Госдуму РФ до 1 октября. Далее он рассматривается парламентом, а на финальном этапе его утверждает президент.
Как считают эксперты, дефицит бюджета РФ не вызывает опасений, поскольку ненефтегазовые доходы государства увеличатся за счет роста налогов. Да, экспорт нефти и газа постепенно сокращается из-за западных санкций и обязательств России перед ОПЕК+, но при этом оборотные налоги и налог на прибыль будут расти. Также правительство планирует увеличить ставку НДС для предприятий фастфуда до 20 процентов и ввести единовременный налог на сверхприбыль, который должен принести в бюджет около 300 миллиардов рублей. Также экономисты ожидают, что особое внимание государство уделит расходам на реализацию приоритетных национальных проектов. Они были утверждены президентом Владимиром Путиным в 2018-м, а завершение многих из них планируется к 2024 году.
При этом, как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, дефицит бюджета в 2024-2026 годах будет частично покрываться за счет заимствований. Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнил, что общий объем заимствований на внутреннем рынке для покрытия дефицита бюджета в следующие три года составит около 4 триллионов рублей в год.
Как считает российский политолог Богдан Безпалько, сегодня у России достаточно способов для того, чтобы в ближайшем будущем сделать свой бюджет бездефицитным.
«Россия сегодня активно диверсифицирует свою экономику – уходя от нефтегазовых доходов к большему разнообразию отраслей, приносящих государству прибыль. У нас неуклонно улучшается налоговая дисциплина, растут поступления от ключевых экономических игроков. Уверен, что в рамках переориентации своей экономики с Запада на Восток Россия все равно найдет новые рынки сбыта. Если падает востребованность в мире нашего трубопроводного газа, то мы будем продавать сжиженный газ. В условиях, когда Евросоюз искусственно снижает потребление нашей нефти, ее поставки на мировой рынок в конечном итоге не только не снижаются, но даже растут (о чем свидетельствует статистика, которую ведут мировые агентства)», – говорит эксперт.
По словам Безпалько, сегодня уже очевидно, что экономически изолировать нашу страну у коллективного Запада не получилось.
«Более того, в некоторых отраслях экономики РФ наблюдается серьезный рост производства и, вопреки прогнозам западных экономистов, в целом в стране идет пусть небольшой, но стабильный рост. Тем временем в некоторых странах Западной Европы фиксируется экономическая стагнация. Недавно целый ряд европейских изданий вынужденно признал, что «европейская экономика серьезно страдает от антироссийских санкций», – напомнил он.
По мнению Безпалько, уже введенные правительством РФ меры вполне способны заместить снижающиеся нефтегазовые доходы бюджета и успешно диверсифицировать поставки десятков видов товаров на мировой рынок.
«Второй по доходности статьей российского экспорта уже стала аграрная продукция. Согласно недавнему отчету Минсельхоза РФ, за последний год общая выручка от продажи российских сельхозкультур за рубеж составила 41 миллиард долларов. Это происходит, несмотря на то что коллективный Запад пытается блокировать поставки на мировой рынок не только нашей агропродукции, но и минеральных удобрений, углеводородов и многого другого», – отметил аналитик.
Также Безпалько отметил – по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, военные расходы РФ в 2023-м выросли до 86,37 миллиарда долларов, а в 2024-м они могут составить 122 миллиарда долларов.
«По данным агентства Bloomberg, в 2024-м Россия увеличит военные расходы почти на 70 процентов, до 10,8 триллиона рублей. Понятно, что в официальном бюджете таких точных цифр нет, ведь эта часть расходов страны засекречена. Но нужно учесть, что в данном случае речь идет о самом существовании нашего государства, и его безопасность стоит любых денег. Мы находимся в экзистенциальном противостоянии с Западом, который ставит целью разрушить нашу экономику. Так что, даже если цифры западных аналитиков близки к реальности, это, безусловно, стоит того. Кроме того, это еще и серьезные вливания в наш военно-промышленный комплекс, который является одним из главных драйверов экономики любой страны», – заключил Богдан Безпалько.
Василий Колташов, российский экономист и политолог, глава Института глобализации и социальных движений, уверен, что власти искусственно занижают возможности нашей экономики.
«Мы уже слышали от главы Минфина Антона Силуанова основные подходы к компенсации дефицита госбюджета, которые предлагает Минфин. Это выпуск новых гособлигаций, ужесточение «бюджетного правила» (изъятие в бюджет прибылей экспортеров нефти сверх установленной «планки». – Ред.), а также ослабление курса рубля. Самое интересное, что в основе заложенного в бюджет дефицита лежат не высокие расходы государства, а ожидаемые низкие цены на нефть. В Минэкономразвития считают, что мировые цены на «черное золото» слегка повысятся в 2024-м, а затем они будут только снижаться. Именно поэтому, считают в ведомстве, и должен возникнуть бюджетный дефицит», – говорит Колташов.
По его мнению, это может иметь негативное влияние на представление россиян о доходах своего государства.
«По какой-то причине экономисты прогнозируют будущую нехватку средств, хотя реальных проблем с наполнением госбюджета быть, в общем-то, не должно. Почему проблем не должно быть? Потому что в руках у Центробанка есть надежный инструмент, который еще ни разу не был использован по назначению, – это косвенное финансирование правительства. Законом предусмотрено, что в случае начала военных действий правительство может сдать в аренду ЦБ принадлежащие ему пакеты акций в крупнейших компаниях РФ и получить за это огромные суммы свободных средств. На мой взгляд, это гораздо выгоднее и умнее того, что делается сейчас. Сейчас правительство выпускает внутренние облигации, то есть занимает деньги у банков. А те, в свою очередь, приходят к ЦБ и получают под эти облигации заемные деньги, причем под минимальный процент. В итоге выходит, что вся эта история выгодна в основном частным банкам, а не государству», – говорит эксперт.
По мнению Колташова, правительственные экономисты уверены, что бюджет будет дефицитным еще и потому, что доходы от основных статей экспорта в ближайшие три года будут низкими.
«А это – совсем не факт, ведь мировая цена нефти уже выше 90 долларов за баррель. Она только за последние два месяца взлетела более чем на 20 долларов за баррель. Кроме того, доходы государства от экспорта зерновых бьют рекорды: 41 миллиард долларов в год от их продажи – это сказочный результат! Поэтому мне кажется ложным представление о том, что нас якобы ждут годы дефицитного бюджета, «латания дыр», роста государственного долга и т. д. Мне кажется, это некий элемент самовнушения со стороны правительства», – указал Колташов.
Он напомнил, что и в предыдущие годы прогнозы правительственных экономистов часто оказывались неверными.
«В конце концов, те же самые люди в свое время написали «Стратегию 2020», в итоге не имевшую никакого отношения к реальности. Они же не смогли спрогнозировать волну финансового кризиса 2014-2016 годов. Поэтому возникают сомнения в том, что спрогнозированный ныне дефицит бюджета действительно будет», – считает экономист.
Колташов напомнил – до начала военной спецоперации Россия пережила несколько лет, когда чиновники Минфина буквально не знали, как избавиться от лишних денег.
«Правительство покупало у ЦБ акции Сбербанка, потому что у него было слишком много лишних средств. Также наши финансовые власти покупали на Западе тамошние ценные бумаги, что с точки зрения геополитики было весьма рискованно. А сейчас Россия ведет военные действия, которые связаны с огромными расходами. И в правительстве периодически слышны разговоры о том, где взять такие огромные средства. Но ведь именно эти люди ранее говорили – мол, Минфин РФ покупает валюту для того, чтобы в трудное время при помощи ее продажи покрывать нужды правительства. С их же помощью Банк России должен поддерживать курс рубля. Так что сейчас рассуждения о том, что нас якобы «ждут трудные годы», звучат неубедительно», – считает аналитик.
По его мнению, все расходы на ВПК и ведение спецоперации власти вполне в состоянии покрыть. А доходы государства могут быть самыми разнообразными, и число доходных статей бюджета в России растет.
«Я допускаю, что уже в будущем году цена нефти может превысить 100 долларов за баррель, достичь 110-115 долларов и тогда в бюджет неизбежно потекут сверхдоходы. Все это легко может произойти – с учетом того, какое количество долларов в последние годы эмитировала ФРС США. С момента начала эпидемии ковида американцы увеличили долларовую массу в разы. Это само по себе должно поднимать цены на нефть – вне зависимости от состояния экономики Запада, их стратегических запасов и т. д. Так что нам напрасно представляют будущие низкие цены на энергоресурсы как «неизбежные». Россия же недаром входит в формат ОПЕК+ и вместе с арабами ведет жесткую борьбу с США за высокие нефтяные цены», – считает Колташов.
В целом, по его мнению, правительство придерживается тактики «надейся на лучшее, но готовься к худшему». Хотя сейчас россиянам как никогда нужна уверенность в экономической стабильности.
«Я могу предположить, почему такую осторожность в правительственных прогнозах санкционируют на высшем уровне. Думаю, высшую власть вполне устраивает ситуация, когда, глядя на наши макроэкономические прогнозы, на Западе видят в них определенный негатив. Мол, «пусть нас считают слабыми, думают, что наша экономика разваливается, бюджет трещит по швам и т. д.». Пусть американские СМИ пестрят заголовками о том, что «у России в бюджете прогнозируется финансовая дыра». Хотя на самом деле никакого негатива с доходами в Кремле, скорее всего, не видят. Экономическая действительность в нашей стране наверняка окажется лучше, чем сегодня прогнозируют в правительстве. В принципе, мировая товарная инфляция играет в нашу пользу, и если власти РФ не будут искусственно обваливать курс рубля, то наша экономика будет уверенно прогрессировать, а общество станет жить лучше», – заключил Василий Колташов.