Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Эрмитаже после реставрации представили уникальные музыкальные часы начала XVIII века

Настольные часы с бриллиантами, музыкой и анимацией – так официально именуется этот раритет – находились в покоях Николая Второго, куда он попал из Англии
Фото: Марина Алексеева/ «Петербургский дневник»

В отличие от большинства подобных часов, здесь использованы только настоящие драгоценные камни, золото и бронза. Но самое интересное – это механизм часов, с помощью которого можно наблюдать сразу несколько забавных сценок. Например, мы видим, как вращаются крылья ветряной и водяной мельниц; как справа движется процессия людей и животных, слева – лодки и парусники, а на шпиле рубинами и алмазами сверкает яркое солнце. Уникален и музыкальный механизм, он исполняет на выбор слушателя одну из шести танцевальных мелодий на 11 колокольчиках.

Удивительный образец инженерной мысли вернули к жизни в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа (единственной такого профиля в стране и одной из немногих в мире), при поддержке одной из ведущих мировых технических компаний. Это уже девятый шедевр, восстановленный совместными усилиями.

«Это блестящий пример стабильного, спокойного и умного сотрудничества. Оно сосредоточено на двух направлениях, принципиально важных для миссии обеих институций, – тонкие технологии прошлого и настоящего и современные технологии на службе зрителя», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Он сообщил, что сейчас начата работа по восстановлению еще одного раритета. Это один из первых отечественных образцов армиллярной сферы, то есть механической модели Солнечной системы, которую использовали в учебных и просветительских целях.

По словам заведующего эрмитажной лабораторией Михаила Гурьева, главная особенность этого экспоната – встроенный часовой механизм, который позволяет демонстрировать перемещение планет в реальном масштабе времени.

Главный часовщик Эрмитажа рассказал, что, прежде чем браться за работу, пришлось разобраться с каждой деталью в отдельности.

«Сначала мы только полгода изучали все детали этого механизма, их износ и утраты. Дальше нам предстоит не менее сложная и долгая работа, которая, возможно, даже превысит все плановые сроки, – сказал он. И признался: «Стыд за сроки мы переживем, а за плохую работу стыд останется».

Сейчас своей очереди на реставрацию в лаборатории Эрмитажа ждут часы с петухом, выполненные мастерами фирмы Карла Фаберже в 1902 году.

Фото: Марина Алексеева/ «Петербургский дневник»