Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Не бояться, а действовать»: петербуржец Артем Кибардин о том, как получить миллион на воплощение своей идеи

Грантополучатель от «Росмолодежь. Гранты» рассказал о своем проекте
Фото: молодежное пространство «ПРОСТО»

Артем Кибардин – молодой житель Санкт-Петербурга, который в конце августа получил грант в размере миллиона рублей от «Росмолодежь. Гранты» на развитие своего проекта – фестиваля уличных театров «На Карповке».

В беседе с «Петербургским дневником» Артем подробнее рассказал о фестивале, о плюсах очной защиты грантовых проектов, а также на какие нюансы стоит обратить внимание при оформлении заявки на грант, чтобы точно получить необходимую для воплощения вашей идеи сумму.

– Артем, расскажите немного о себе.

– Я режиссер театрализованных представлений и праздников. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Санкт-Петербургского государственного университета культуры. Также работаю методистом и режиссером в ДДТ «Олимп» в Выборгском районе и менеджером по культурно-массовому досугу в подростково-молодежном центре «Петроградский» Петроградского района.

– Недавно вы взяли грант в размере миллиона рублей от «Росмолодежь. Гранты». Расскажите о проекте, который так впечатлил экспертную комиссию.

– На самом деле этот проект существует уже более трех лет. Дело в том, что в Петроградском районе есть обновленное общественное пространство на Набережной реки Карповки. Это такое уникальное место, где жители Петроградской стороны, молодежь в частности, могут собираться, проводить время на открытом воздухе. Там есть амфитеатр, причалы, то есть это такая любопытная площадка для проведения мероприятий.

Мы с нашей творческой командой придумали организовать там специальный фестиваль, который бы проводился только в этом месте. Так родился фестиваль уличных театров «На Карповке». Его главным символом является карп. Каждый год в начале июля к нему гости прибывают уличные театры не только Санкт-Петербурга, но и из других городов России.

– Сколько городов объединяет фестиваль?

– В течение трех лет у нас стабильно принимают участие Тула и Москва. Получается три города, считая Петербург. В этот году мы подумали о том, что необходимо увеличить географию проекта, так как в адрес фестиваля поступает множество заявок на участие из разных городов. Мы вынуждены многим отказывать, потому что у него был «камерный» бюджет, и у нас не было возможности привезти участников из других городов. Поэтому нам пришла идея попробовать попытать удачу в грантовом конкурсе и тем самым масштабировать и увеличить возможности фестиваля.

– При подаче заявки на грант одним из важных пунктов является социальная значимость проекта. Так ли это?

– Социальная значимость фестиваля заключается в том, что он охватывает более 6000 участников. То есть это абсолютно бесплатное событие в афише Санкт-Петербурга, куда можно прийти и в течение шести часов бесплатно посмотреть спектакли от лучших уличных театров России. Таким образом, хорошо провести время с семьей или друзьями, поучаствовать в мастер-классах, пройти кастинги в уличные коллективы, сделать себе на память какой-либо сувенир в тематике фестиваля. Это такое уникальное событие, где все театры выступают бесплатно, – у нас нет системы гонораров. Для зрителей мероприятие тоже абсолютно бесплатное.

– Как проходит отбор коллективов на участие?

– Отбор заявок у нас длится в течение трех месяцев. Фестиваль проходит в июле, в апреле мы его анонсируем. Далее в свободном порядке коллективы присылают заявки и мы отсматриваем их технические райдеры. Смотрим на то, можем ли мы обеспечить их необходимой техникой, профессиональным звуком и привезти в Петербург, если коллектив из другого города. Исходя из наших возможностей, принимаем окончательное решение. Фестиваль одновременно охватывает 4-5 площадок, поэтому мы можем принять не более 25 коллективов в течение 5-6 часов продолжительности фестиваля.

Так у нас постепенно выстраивается его афиша. Это и более камерный формат спектаклей – два-три артиста, моноспектакли или выступление фокусников, иллюзионистов. А где-то это крупная форма уличных спектаклей, в которых задействованы 10-12 актеров. Это могут быть масштабная музыкальная клоунада, импровизации, взаимодействие со зрителями и так далее.

– Выходит, что полученный миллион пойдет на организацию фестиваля в следующем году. Какие улучшения в связи с полученным финансированием получится привнести?

– Мы решили принять участие в грантовом конкурсе, потому что на третьем фестивале, который прошел в этом году, столкнулись с трудностью в том плане, что пришло гораздо больше зрителей, чем мы ожидали. Карповка – это достаточно специфическое место, довольно узкое пространство. Когда единомоментно здесь собирается большое количество людей, становится очень сложно наблюдать за исполнением спектаклей. То есть хорошо видят спектакли только 1-3-й ряды, а всем остальным, кто стоит в толпе, уже практически ничего не разглядеть. Поэтому одной из важных причин заявки на грант стало желание возвести специальные помосты, как это было в средневековом театре. Когда артисты будут играть на возвышении, увеличится число зрителей, которые будут хорошо видеть выступление.

Плюс мы хотим поставить сценический комплекс на главную сцену – на амфитеатр. Добавим туда сценического оборудования, потому что фестиваль проходит вечером и за счет этого некоторые спектакли можно выгодно подсветить, добавить яркие акценты. Это все увеличит выразительные особенности, красочность фестиваля.

Также за счет полученной суммы мы сможем оплатить приезд, проживание, питание артистов из других городов. Ранее мы себе такого позволить не могли.

Фото: Александр Каменев

– Участие в таком грантовом конкурсе – первое для вас?

– Ровно год назад «Росмолодежь» проводила аналогичный конкурс, только в заочном формате. Я со своей командой отправлял заявку на проведение семейного фестиваля «Выборгская сторона детства». Он проходит в парке «Сосновка» на территории большого стадиона и летней эстрады в рамках празднования Дня защиты детей. Фестиваль объединяет учреждения дополнительного образования и молодежной политики, которые есть в Санкт-Петербурге. Все желающие организации могут принять в нем участие. Затем из числа участников мы формируем программу с мастер-классами, занятиями, игровыми программами, спортивными состязаниями – все это бесплатно для жителей города по предварительной записи на сайте фестиваля. Так у жителей города есть возможность познакомиться с инфраструктурой дополнительного образования, молодежной политикой города и записать детей на понравившиеся кружки, секции уже на будущий учебный год.

Сначала мы проводили его своими силами, затем взяли грант в размере 500 000 рублей, что позволило провести фестиваль в этом году более масштабно. В будущем мы с командой планируем развивать и этот проект.

– Вы взяли гранты на 500 000 и на миллион – что далось сложнее?

– На самом деле получить миллион было легче на очной защите, чем 500 000 в первый раз в заочном формате, когда мы с этим опытом столкнулись впервые. Проходя через написание гранта, набивается рука. Ты постепенно усваиваешь все методические рекомендации, начинаешь понимать, что такое социальный эффект. Ты начинаешь понимать, что такое задачи проекта и почему их выполнение нужно обязательно решать через конкретное число мероприятий и так далее. То есть с каждым написанным грантом увеличиваются сила, возможности, знания и становится легче работать над грантовой заявкой.

Получается, сложность того, чтобы взять грант, зависит не от размера запрашиваемой суммы, а от опыта оформления заявок на участие в грантовом конкурсе. То есть от команды, точности написания формулировок, от детализации и оправданности сметы и так далее. На мой взгляд, пропорционально запрашиваемой сумме увеличивается и внимание экспертов. Они тщательнее начинают смотреть, на что этот миллион будет расходоваться. Поэтому нужно грамотно подбирать источники софинансирования, подробно по каждой статье расходов написать обоснование и грамотно подобрать команду, чтобы каждый из ее участников четко отвечал за выбранную область выполнения проекта.

– Очная и заочная защита проекта – какой формат, на ваш взгляд, с большей вероятностью приведет к успеху?

– При очной защите есть возможность пообщаться с экспертами напрямую. Это очень удобно, потому что при заочной защите такой возможности нет. Они просто читают твою заявку в электронном виде, и здесь не получится подключить свою личную харизму, например. Да, у них есть твоя видеовизитка, но это совсем другое. При очной защите можно где-то уместно пошутить, какой-то момент обыграть, прокомментировать. Поэтому мне ближе именно такой формат, где есть пространство для импровизации и живого общения.

– Какими были ваши первые ощущения после выступления на очной защите?

– На самом деле после защиты я ушел с полным ощущением, что это провал. Результаты нам должны были объявить на следующий день.

Во время защиты мне поступило много вопросов от экспертов. Например, «Почему вы пришли именно на этот грантовый конкурс, ведь у вас слишком масштабный проект и вам нужны грантовые конкурсы с более высокими суммами?» На это я начал «оправдываться», что бюджеты у фестиваля скромные и ранее мы ухитрялись проводить фестиваль на 5000 участников и при гораздо меньшем финансировании. В итоге мне сказали, что, скорее всего, я пришел не совсем по адресу, так как у нашей команды слишком масштабные замыслы, которые даже максимальная сумма гранта от «Росмолодежи» не покроет. Я ушел с полным ощущением, что грант мы в этот раз не возьмем. В итоге получилось, что проект поддержали во всей требуемой сумме.

– По вашим ощущениям спустя время, миллиона хватит на реализацию всего задуманного?

– Мы надеемся, что хватит, несмотря на то что теперь фестиваль значительно увеличится в масштабах.

– Что бы вы посоветовали ребятам, которые еще ни разу не участвовали в грантовых конкурсах, но хотели бы это сделать?

– Я бы посоветовал обратиться в молодежные центры города, которые есть в каждом районе. Тот же коворкинг «ПРОСТО». Сюда можно прийти, обратиться за помощью. Здесь вас проконсультируют, все покажут и расскажут. Более того, можно здесь же собрать свою команду единомышленников, которым тоже интересен этот опыт и с которыми можно объединиться, ведь в команде работается легче. Несмотря на то, что грантополучателем по документам является один человек, ответственность в команде делится на всех ее участников, и ты начинаешь чувствовать себя увереннее. Вместе работать веселее.

Также я бы посоветовал реализовать свой проект сначала в пробном варианте, в камерном формате. Это поможет понять, нужен ли он городу, насколько он интересен людям. Более того, тогда уже будут и фотоматериалы, и конкретные суммы и статьи расходов, партнеры и рекомендательные письма. Проект уже начнет жить. Все это можно будет учесть и использовать в заявке на грант. А далее, в случае получения гранта, просто действовать.

– Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотели бы подать заявку на грант, но опасаются, что не справятся?

– Не нужно бояться. Нужно просто внимательно изучить методические рекомендации, в которых разложены все «подводные камни», которые могут встретиться на пути заполнения заявки и реализации гранта. Изучить примеры. Нужно шаг за шагом тщательно следовать этим рекомендациям и попытаться воплотить замысел своего социального проекта, свою мечту в жизнь.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»
Закрыть