Кто рисовал шпаргалки для зенитчиков: сотрудники Музея обороны и блокады Ленинграда разыскивают потомков инженера Танфеля Бакмана
Эта история, похожая на детектив, началась с дара, который преподнесла музею жительница блокадного Ленинграда Елена Воеводенкова. Она передала в фонды редчайший артефакт военной поры, который принадлежал ее отцу, всю войну прослужившему в противовоздушной обороне города командиром зенитного расчета.
ВИЗИР СИСТЕМЫ БАКМАНА
Речь идет о прямоугольном «листке» тонкого прозрачного оргстекла размером примерно 20х15 сантиметров, на котором черной краской изображены силуэты 12 вражеских самолетов «в фас» и «в профиль» с указанием скорости, которую они были способны развивать.
О недвусмысленном предназначении этого предмета свидетельствует и надпись, выполненная промышленным способом: «Визир системы Бакмана Т.Б. для опознавания самолетов».
«Учитывая, что помимо «Мессершмитта» и «Юнкерса» там есть изображение бомбардировщика «Бристоль-Бленхейм», который тогда был на вооружении только у финнов, можно с полным правом утверждать, что этот визир был разработан и запущен в производство прежде всего для нужд Ленинградского фронта, – подчеркивает специалист научно-просветительского отдела Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Виталий Бондарь. – Причем это было сделано довольно оперативно, о чем свидетельствует другая надпись, выполненная уже от руки, на бумажной рамке визира – «20 ноября 1941 года».
Но кто же именно придумал в блокадном городе это необычное устройство? Сотрудникам Музея обороны и блокады Ленинграда удалось узнать, что Танфель Бакман, родившийся 12 января 1907 года, постоянно проживал в Ленинграде и трудился инженером на различных предприятиях. Что примечательно – был профессиональным изобретателем. Только в предвоенный период он успел оформить 38 патентов на свои изобретения. Вот только, что же конкретно он изобрел, неизвестно – такой информации пока не найдено.
СЕКРЕТНЫЙ БИНОКЛЬ
Буквально в первые дни войны Танфель Борисович был мобилизован, служил на Дороге жизни: сначала был сержантом, потом стал старшиной и наконец получил звание техника-лейтенанта и должность начальника контрольно-пропускного пункта 129-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона.
Весьма примечательны и записи в наградных листах, которые можно найти на сайте «Подвиг народа».
В одном из них (за 1942 год), в частности, указано следующее: «…т. Бакман своим беззаветным трудом и преданностью делу снабжения Ленинграда и фронта обеспечил… доставку за время навигации свыше 250 000 тонн грузов и отправку вглубь страны свыше 700 вагонов грузов и оборудования. За свой самоотверженный труд и проявленную инициативу достоин награждения орденом Красной Звезды».
Однако вместо этой награды Танфелю Борисовичу вручили медаль «За отвагу».
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Почетный «звездный» орден он все же получил – в 1945 году. И самое главное – как раз за сделанные во время войны изобретения. А вот какие именно – остается неизвестным. За исключением все того же визира. Вернее, «специального бинокля Бакмана».
«Наградной лист – это строгий официальный документ, – подчеркивает Виталий Бондарь, – и раз употреблена именно такая формулировка, то, значит, визир был некоей составной частью специальной оптической системы».
Тем более в том же наградном листе указано, что осенью 1941 года для возможности «подключения» к визиру на один из ленинградских заводов отправлено для модернизации 1200 обычных биноклей.
Причем, как выглядело это устройство в полной сборке и как именно им следовало пользоваться, сколько всего было выпущено таких биноклей и получили ли они распространение на других фронтах, также пока неизвестно.
«Можно лишь точно сказать, что в боевой обстановке для верного визуального опознания приближающихся самолетов наблюдатели должны были иметь поистине стальные нервы, – отмечает Виталий Бондарь. – Ошибка могла дорого обойтись как зенитному расчету, так и нашему городу».
При этом изобретение Бакмана было высоко оценено, например, командующим военно-воздушными силами Ленинградского фронта Александром Новиковым, о чем тоже есть свидетельство в наградном листе.
НЕ ТОЛЬКО САМОЛЕТЫ
Но самое интересное в биографии Танфеля Бакмана начинается после войны: инженер-изобретатель превращается в одного из самых замечательных ленинградских фотохудожников.
Издания и печатная продукция, украшенные его великолепнейшими панорамными снимками как Ленинграда, так и других советских городов, выходили многотысячными тиражами.
«Буквально на днях я обнаружил открытку 1963 года с фотографией Бакмана в собственной коллекции, когда перебирал домашнюю переписку, – признается Виталий Бондарь. – Уверен, что и во многих семьях, где бережно относятся к домашним архивам, есть работы Танфеля Борисовича».
А вот фотопортрета самого Бакмана нет. Тот единственный снимок, что можно сейчас обнаружить в Сети, не подлежит четкому атрибутированию. Неизвестно также, как и где изобретатель закончил свой жизненный путь и сохранился ли архив этого удивительного человека, настоящего ленинградца.
«Поэтому мы были бы рады любой информации о нем, – подчеркивает Виталий Бондарь. – И если в городе живут его потомки, мы очень просим их откликнуться. В музее всегда вам будут рады. И мы были бы весьма признательны за возможность скопировать сохранившиеся фото и документы, касающиеся жизни и творчества Танфеля Бакмана. Эти материалы должны быть непременно размещены в нашей экспозиции».
Танфель Бакман был не только изобретателем, но и превосходным организатором. К примеру, в наградном листе к ордену Красной Звезды написано: «…воспитал в духе самоотверженного труда кадры сменных слесарей, механиков и водителей мотовозов».
Специальные бинокли с визиром Бакмана изготавливались в военное время на шести заводах.