Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова, Максим Сю

«Поэт с большой буквы»: чем запомнится Николай Добронравов

Он скончался на 95-м году жизни
Фото: https://t.me/mos_sobyanin

Соболезнования в связи со смертью Николая Добронравова выразили губернатор Александр Беглов и председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.

«Ушел из жизни великий, легендарный поэт нашей эпохи. Мы гордимся тем, что он родился в Ленинграде и в нашем городе впервые приобщился к великой русской культуре, – обратился к вдове поэта композитору Александре Пахмутовой Александр Беглов. – Вы прошли с ним многие годы. Ваш творческий союз подарил бессмертные произведения, которые дают оптимизм, вдохновляют, дарят силу радоваться жизни и любить нашу Родину. Эти произведения любимы нашим народом. Они навсегда останутся с нами».

Александр Бельский назвал смерть Николая Добронравова невосполнимой утратой для российской культуры.
«В безупречном тандеме со своей супругой Александрой Пахмутовой они подарили нам десятки музыкальных шедевров: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Как молоды мы были», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «Нежность», «Беловежская пуща» и другие. Произведения, которые вошли в отечественный золотой фонд культуры. Строки, которые пронизаны любовью к Родине и отражают незыблемые человеческие ценности», – написал руководитель городского парламента в своем телеграм-канале.

Полны энергетики и веры

Николай Добронравов не просто хорошо рифмовал слова, он был поэтом с большой буквы, который слышит свое время и свою страну. Так считает заслуженный деятель искусств РФ профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Ирина Тайманова.

«Творчество Николая Николаевича Добронравова во многом определяет жизнь, темп, ритм и особенности советской эпохи. Песни, написанные им с его женой и музой – удивительной Александрой Пахмутовой, полны энергетики и веры в то, что нужно жить с оптимизмом. В своих песнях, будь то про студентов или геологов, они создавали особый мир, отражающий надежды советских людей. Николай Добронравов был в самом лучшем смысле советским человеком. Пахмутова и Добронравов – вечные комсомольцы. Комсомолец – это не значок на груди, а человек, который верит в свое время и идет вперед», – сказала Ирина Тайманова в беседе с «Петербургским дневником».

Впрочем, песни Николая Добронравова понимали не только советские граждане.

«Никогда не забуду, как в автобусе в Китае я несколько часов слушала песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Китайский водитель не до конца знал русский, но подпевал, учил наш язык по песням этого дуэта. Эти песни и для нас были в чем‑то букварем, они давали веру в то, что стоило жить и работать. Я сегодня как профессор воспитываю молодое поколение, и песни Добронравова и Пахмутовой мне в этом тоже очень помогают», – рассказала Ирина Тайманова.

Она поделилась: «Я сделала про этот удивительный дуэт несколько программ на Ленинградском телевидении, а после была у них в гостях в их маленькой, но уютной квартирке в Москве. Центром их дома был рояль. Так вот, вблизи они были очень домашними, как будто общаешься не с мегазвездами, а с самыми простыми людьми. Они не хотели, чтобы их воспринимали как мегазвезд. Они были теплыми и добрыми людьми, порой растворяющимися в своих слушателях».

К словам Ирины Таймановой присоединилась народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.

«Николай Добронравов и Александра Пахмутова – уникальный творческий и семейный союз, которым я всегда восхищалась, – сказала «Петербургскому дневнику» актриса. – Я, как никто другой, понимаю, как одиноко будет Александре Николаевне, поэтому выражаю свои соболезнования».

Фильмы забылись, а музыка нет…

Немногие знают, что творческую карьеру Николай Добронравов начинал как актер. Он сыграл небольшие роли в не самых известных советских фильмах «Спортивная честь» и «Возвращение Василия Бортникова». Однако Добронравов стал неотъемлемой частью отечественного кинематографа, просто другим образом.

«Советский кинематограф отличался тем, что почти во всех фильмах было одно-два вокальных сочинения, а иногда и целый цикл песен. Причем иногда фильмы забывались, а песни – нет. Все знают песню «Как молоды мы были», но никто не помнит, что Николай Николаевич написал ее для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Так что кино должно поклониться ему в пояс, потому что без этих песен советский кинематограф просто не был бы таким, каким мы его знаем. Достаточно вспомнить великую песню «Нежность», которая прозвучала в фильме «Три тополя на Плющихе» (12+), «Маленький принц» в «Пассажире с «Экватора» (6+) и многие другие», – отметил кинокритик профессор кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко.

Николая Добронравова и Александру Пахмутову он назвал уникальным музыкальным союзом. «Ничего подобного у нас нет, даже в истории мировой музыки таких примеров крайне мало. Это тотальный, всепоглощающий дуэт, который подарил нам множество музыкальных шедевров», – подытожил Сергей Ильченко.