Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов

Владимир Фролов: арт-объекты выставки «Магистрали» – это авангард «Архитектона»

Главный редактор журнала «Проект Балтия» – об архитектурном фестивале
Фото: личный архив автора

13 сентября в ЦВЗ «Манеж» открывается архитектурный фестиваль «Архитектон», организованный Санкт-Петербургским союзом архитекторов, но уже с конца августа позади классицистического здания Джакомо Кваренги расположились арт-объекты выставки «Магистрали». Что-то вроде авангарда «Архитектона».

Команды молодых архитекторов по предложению кураторов экспозиции создали свои версии архитектонов Малевича. Напомню, что так почти столетие назад художник-авангардист назвал серию своих произведений на грани скульптуры и архитектуры. Появились эти композиции как следствие развития эстетической теории супрематизма, разработанной автором. Само слово «супрематизм» недвусмысленно указывает на идею превосходства: авангардист несомненно претендовал на создание некоего лучшего искусства – для лучшего, нового мира.

Похоже, что «архитектоны», придуманные нашими современниками, не только формально, но и программно соответствуют заветам пророка модернизма. Очутившись среди башен, расставленных наподобие шахмат, сталкиваешься с двумя впечатлениями. Во-первых, все объекты – нарядные и разные, и потому кажется, будто попал на какой-то карнавал. Во-вторых, и это уже связано с проблемой насмотренности критика, все они похожи на что-то, что уже видел. Кроме воспроизведений самих архитектонов Малевича, здесь можно встретить интерпретацию римского мавзолея Эврисака, поданную через призму творчества конструктивиста Александра Гегелло, а затем наткнуться на металлическую конструкцию, напоминающую произведения американского минималиста Ричарда Серра. Кажется, не обошлось и без влияния Петера Цумтора. Есть и постмодернистская шутка о подобии архитектонов Малевича и формальной структуры традиционной русской печи. Тут уже чувствуется след искусства московского концептуализма.

Если воспринять выставку как отражение состояния умов архитектурной молодежи, то надо признать, что они амбициозны и вполне готовы «супрематически» превзойти нынешнюю архитектурную активность в городе. В то же время их творчество в значительной мере представляется формалистским (конечно, таков был исходный посыл конкурсного задания). В целом экспозиция похожа на неполный конспект истории зодчества и искусства XX – начала XXI века, причем обращений к петербургской школе этот конспект практически не содержит. Может ли быть таковым магистральный путь проектирования новых жилых районов города? Вполне вероятно. Глядя на некоторые «архитектоны», легко представить, что это схематичные модели будущих ЖК…

Впрочем, нельзя не согласиться с авторами в том, что без усвоения достижений мировой культуры невозможно грамотно работать. И скорее всего, местная традиция им также известна. Поэтому не станем сомневаться в том, что у петербургской школы есть будущее, ведь в ее основе всегда было умение учесть многообразие эстетического и строительного опыта самых разных стран, чтобы затем встроить понравившееся в уникальный контекст города на Неве.