Денис Минкин: «Новый вагон «Достоевский» – это прежде всего транспортное средство, а не музейный экспонат»
В Петербурге разгрузили первый низкопольный трехсекционный вагон для исторического Трамвайного парка №3 в Петроградском районе. Директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин рассказал в интервью «Петербургскому дневнику», почему новый «ретротрамвай» – вовсе не ретро и в чем его уникальность.
– Денис Юрьевич, как идет развитие программы предприятия «Сохраняя историю, движемся в будущее»?
– Мы представили программу развития ГУП «Горэлектротранс» до 2028 года «Сохраняя историю, движемся в будущее» в 2021 году. Ее основная цель – безопасные, быстрые и комфортные перевозки пассажиров по городу на наземном электрическом транспорте – трамваях и троллейбусах, а также сохранение истории и современное обновление предприятия.
Создание такой программы – это возможность для развития всего, что было создано предприятием за долгие годы его существования. Прежде всего это вопросы обновления троллейбусов и трамваев одновременно с обновлением инженерной и транспортной инфраструктуры.
Наша программа развития «Горэлектротранса» «Сохраняя историю, движемся в будущее» нашла отражение в государственной программе «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». Благодаря этому мы в том числе запланировали и уже начали реконструкцию трамвайных и троллейбусных парков города. Я рассчитываю, что к 2028 году мы приведем в порядок все пять трамвайных, четыре троллейбусных и один совмещенный трамвайно-троллейбусный парк.
– Можете рассказать подробнее об этих работах?
– Сейчас планово ведется работа по обновлению транспортной инфраструктуры и энергетическому обеспечению объектов. Благодаря совместной работе с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), продолжается работа по обновлению трамвайных путей. Для примера: до последнего времени город ремонтировал 4 километра путей в год, сегодня – больше 20 километров путей в год. Безусловно, можно ремонтировать больше, но тогда мы перекроем все трамвайное движение в городе, а это неправильно.
Продолжается реконструкция 7-го Трамвайного парка на улице Грибакиных. Работа идет по графику и должна быть завершена к сентябрю 2024 года. В этом году планировали начать обновление второй площадки Трамвайного парка №3 на Петроградской стороне. Проект реконструкции готов, однако из-за непростой экономической ситуации финансирование на проведение работ пока не выделено.
Проекты по обновлению Трамвайного парка №5, расположенного на Сердобольской улице, Совмещенного трамвайно-троллейбусного парка на Гражданском проспекте и площадки Троллейбусного парка №1 на Сызранской улице проходят государственную экспертизу. Эта работа постепенно завершается.
Продолжается модернизация подвижного состава – троллейбусов и трамваев. С началом СВО и введением санкций со стороны Запада возникли проблемы в промышленной сфере России, понадобилось оперативно искать замену импортным материалам на отечественном рынке.
Как раз одно из предприятий Екатеринбурга, АО «Уралтрансмаш», с которым мы сотрудничаем, сейчас очень загружено оборонным производством. На прошлой неделе наши коллеги разгрузили в городе первый низкопольный трехсекционный вагон «Достоевский», разработанный конструкторами из Екатеринбурга и Петербурга специально для исторического Трамвайного парка №3 на Большой Посадской.
В этом году, благодаря поддержке губернатора Петербурга Александра Беглова, мы получили финансирование на проектирование будущего Экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ на территории Василеостровского трамвайного парка. Концепцию будущего пространства уже разработали специалисты архитектурного бюро «Студия 44», сам же проект планируется сделать к концу 2024 года. Параллельно, со своей стороны, мы будем вести работу по поиску инвестора под реализацию концепции.
В 2022 году после реконструкции мы возобновили работу нашего детского оздоровительного лагеря «Зарница», который стал всесезонным. Он расположен в окружении соснового леса в деревне Аньялово Всеволожского района. Программа лагеря направлена на всестороннее развитие детей, в том числе мы знакомим детей с отраслью городского электрического транспорта, организуем для них экскурсии в троллейбусные и трамвайные парки, профориентационные программы, а также насыщенный спортивный отдых.
– Какие именно работы планируется провести в рамках реконструкции трамвайных и троллейбусных парков?
– Отвечу сразу на примере нашего Трамвайного парка №3, который был построен в 1908 году. В советское время, конечно, сотрудники парка поддерживали техническое состояние зданий, однако полноценной реконструкции не проводилось.
Кроме того, парк находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), что накладывает на наше предприятие как правообладателя соблюдение охранных обязательств.
С троллейбусными парками ситуация обстоит лучше – все они преимущественно 70-80-х годов постройки, поэтому их техническое состояние не настолько критическое.
Сегодня мы получаем новые трамваи, они имеют определенные габариты, под которые нужна современная площадка для ремонта. На данный момент мы не полностью оснащены с точки зрения оборудования, в том числе станков для заточки колес трамваев. Также требуется обновление контактных сетей для трамваев и некоторых троллейбусов.
Помимо соблюдения охранных обязательств возникает много вопросов, связанных с современными требованиями ГУ МЧС, которые, конечно, уже сильно изменились с момента постройки парков. Это тоже нужно учитывать и внедрять.
– Что будет представлять собой новый Экспозиционно-выставочный комплекс на Васильевском острове?
– В нынешней экспозиции старейшего Василеостровского трамвайного парка представлена уникальная коллекция подвижного состава, которого нет ни в одном городе мира. Но назвать сам формат показа современным язык не поворачивается. Чтобы привлечь внимание горожан и гостей Петербурга, особенно молодой аудитории, нужна модернизация площадки: предложение интерактивных мультимедийных форматов, современные выставочные технологии, обеспечение комфортного пребывания взрослых.
Мы хотим, чтобы к нам приходили семьи и могли провести в нашем комплексном пространстве как минимум несколько часов. Поэтому, конечно, мы предполагаем создание гастрономического формата, зоны активного отдыха для детей. Тем более что подрастающее поколение – это наша целевая аудитория, наши будущие кадры и пассажиры трамваев и троллейбусов.
Мы предусмотрели создание детской трамвайной дороги с кондукторами и вагоновожатыми, в каком-то смысле аналога детской железной дороги. Кроме того, мы хотели бы сделать трамвайное депо для детей. Это возможность получить свой первый опыт ручного труда, попрактиковаться с отверткой и гаечным ключом. Конечно, с учетом всех необходимых требований безопасности к подобным занятиям.
Мы уже начали подготовительную работу, заключив договор с Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных. На его базе мы создали кружок трамвайно-троллейбусного моделирования, который ведет наш сотрудник Сергей Старцев. Подобные занятия можно и нужно проводить на территории будущего комплекса.
Хотим сделать большой цех, в котором предусмотрим обзорную площадку под рельсами, под которыми можно будет ходить и изучать тележки, колеса, то есть конструктивные аспекты транспорта.
Как известно, трамвай сыграл важную роль в жизни ленинградцев в годы Великой Отечественной войны: был единственным пассажирским транспортом в блокадном городе, помогал в транспортировке раненых и различной продукции вплоть до окончания войны. Поэтому большая часть экспозиции будет посвящена этому сложному периоду времени. Пока не буду раскрывать всех подробностей, но мы максимально ее проработаем.
Отмечу, что новый Экспозиционно-выставочный комплекс займет пространство общей площадью 25 тысяч квадратных метров. По нашим оценкам, площадка станет самым крупным пространством в мире, которое посвящено истории и работе наземного общественного транспорта.
– Продолжит ли при этом работу сам Василеостровский трамвайный парк, будут ли трамваи выходить на линию?
– Да, наша задача – сделать так, чтобы работа по созданию нового Экспозиционно-выставочного пространства и работа самого парка шла параллельно. В этом плане наш труд, конечно, условно, аналогичен работе кардиохирурга, который проводит операцию на сердце. У него нет возможности, как у механика, «заглушить мотор», починить и снова запустить. Так и транспортная работа не терпит остановок, ведь обслуживание пассажиров никто не отменял. Тем более опыт у нас уже есть: по такому принципу сейчас работает Трамвайный парк №7, где идет реконструкция. Вместе с тем трамвайное движение сохранено в полном объеме и подвижной состав продолжает выходить на линию.
– Возвращаясь к новому вагону «Достоевский». Сейчас на слуху его внешний облик, но в чем его качественные преимущества?
– Сразу подчеркну, что новый вагон – это прежде всего транспортное средство, а не музейный экспонат. В чем же его уникальность? Радиус исторических криволинейных участков путей трамвайных парков на Васильевском острове и Петроградской стороне составляет 14 метров. Для понимания: чтобы современный трамвай вписался в поворот, нужен радиус не менее 16-18 метров. До этого в таких габаритах у нас здесь работали трамваи с частичным уровнем низкого пола и более ранние высокопольные модели со ступеньками.
Новый трамвай «Достоевский» представляет собой низкопольный трехсекционный вагон, способный маневрировать при радиусе 14 метров. Низкопольные вагоны – это реалии уже современного мира для комфортного передвижения маломобильных групп населения, среди которых также пожилые люди, родители с детскими колясками.
Сделать подобный вагон под такой «исторический» радиус – сложная инженерная задача. До последнего времени она не была решена. Благодаря конструкторам из Екатеринбурга и активному участию петербургских специалистов удалось собрать принципиально новые тележки для трамваев, которых ранее не существовало.
Кроме того, сам вагон оснащен «умными» системами, как и все новые трамваи, поступающие в Петербург с 2022 года. Комплекс состоит из системы активной безопасности и системы контроля бодрствования водителя, связанными между собой, а в его основе лежат российские разработки технологии искусственного интеллекта.
Еще одна изюминка нового трамвая – это интерактивный монитор или окно-экран, через который мы видим все, что происходит за окном во время поездки, при этом можем получать навигационную и туристическую информацию с экрана. Вместе с тем стекло оснащено дополненной реальностью. Другими словами, когда мы будем проезжать мимо Инженерного замка, дотрагиваясь до стекла как до интерфейса, можно будет увидеть 3D-модель исторического объекта, которая позволяет изучить его с разных сторон, а также увидеть интерьеры замка. Рядом с виртуальным замком появится короткая информационная справка о нем, а при наведении телефона на QR-код запустится аудиоэкскурсия об объекте, которую можно будет послушать практически на любом языке мира.
Отмечу, что весь софт для работы дополненной реальности уже готов. Над его созданием работала одна из наших петербургских IT- компаний.
– Получается, что новый «ретротрамвай», как его принято называть, на самом деле не ретро?
– После принятия решения о разработке принципиально нового низкопольного вагона мы подумали, что нужно продумать и его внешний облик. Летом 2022 года власти города провели голосование среди горожан за внешний вид новых трамваев. Большинство отдали свой голос за глубокий зеленый, что, кстати, соответствует исторической правде.
Отмечу, что это новый вагон, максимально оборудованный по последнему слову техники. И он только какими-то мотивами, элементами своего облика может давать ассоциацию с моделью знаменитого ленинградского трамвая ЛМ-57 и, кстати, другими моделями середины прошлого века. Ни в коем случае это не реплика, не ретровагон, не музейный экспонат. Другими словами, «Достоевский» – современный вагон с обвесом из современных композитных материалов и только некоторыми историческими отсылками в своем дизайне.
Петербург – город уникальный, со своими особенностями. А как создавалась эта уникальность? Как известно, в разное время к городу приложили руку великие архитекторы, среди которых Андреян Захаров, Огюст Монферран, Франческо Растрелли, Карл Росси. В годы их жизни точно так же проводились конкурсы, разыгрывались тендеры на проведение строительных, ремонтных и реставрационных работ. Они не волшебники, а точно такие же люди, как и мы. Поэтому я считаю, что каждое поколение, которое живет в России, в Петербурге, должно внести свой вклад в уникальность нашего города сегодня.
Таким образом, создавая новый низкопольный трамвай с уникальным конструкторским решением, предлагая горожанам выбрать его визуальный облик, мы делаем свой небольшой вклад в развитие города. Время все за нас рассудит и покажет, правильное это было решение или нет.
– Сколько еще таких трамваев поедет по историческим улицам города?
– Новые трамваи будут курсировать по центру города. Первый, который уже разгрузили в начале сентября, планируется запустить в ноябре. Сейчас АО «Уралтрансмаш» продолжает серийное производство таких трамваев у себя в Екатеринбурге. Всего планируется поставить в Петербург 76 единиц, с учетом уже привезенного. Этого количества достаточно, чтобы полностью укомплектовать Трамвайный парк №3, который обслуживает маршруты исторического центра.