Николай Спиридонов: «За десять лет уничтожили 70 тысяч морских мин»
В блокадном 1943 году Николай Спиридонов пришел устраиваться на Балтийский завод. Ему было всего 14 лет.
ЧУТЬ ЖИВОЙ ОТ ГОЛОДА
«Сначала меня отправили в столовую, чтобы немного окреп. Был чуть живой от голода: толкни – и упаду. Там выполнял разные работы, на что хватало сил. Спустя несколько месяцев наконец отправили в цех учиться и попутно работать, – говорит Николай Спиридонов. – В цехе тусклый свет, холодно, минус 20 и ниже. От усталости и нехватки питания иногда теряли сознание, но наша молодежная бригада выполняла свою задачу – установку схем размагничивания на корабли».
Балтика была плотно усеяна морскими минами. Для разминирования требовалась целая флотилия тральщиков. Балтийский завод был одним из ведущих предприятий, занимавшихся постройкой этих кораблей. Как отмечает Спиридонов, выпустили почти 40 тральщиков.
«Проблем возникало много. Изначальные чертежи тральщиков оказались непригодными. Нужной стали нет. Литейные цеха стоят. Энергии мало… Но строить необходимо! Наш завод нашел выход и в итоге выпустил больше этих кораблей, чем все остальные предприятия. Шла война, тяжелейшее положение, но тральщики выходили в море, – продолжает рассказ ветеран. – Причем на стапелях под открытым небом строить нельзя. Каждый день в небе немецкие самолеты то сфотографируют, то бомбу сбросят. Тогда нашли здание, где раньше были склады, недалеко от пирса. Продумали логистику. За все время блокады немцы так и не узнали, что в этих зданиях строились корабли».
В молодежной бригаде было пять человек, самому старшему недавно исполнилось 18 лет. Несмотря на юный возраст, Николай Спиридонов и его товарищи участвовали не только в постройке и ремонте минных тральщиков, но и в испытаниях в акватории.
«Устанавливали схемы на носу, корме и в машинном отделении. Главная задача – размагнитить корабль. На первых испытаниях опыта у всех было мало, даже у военных офицеров. Учились на ходу. Чтобы эффективно использовать трал, необходимо учитывать скорость корабля, течение, ветер, – отмечает Спиридонов. – Помню, на корме два матроса возились с тралом, когда взорвалась акустическая, то есть реагирующая на звук, мина. Меня и матросов буквально сдуло за борт. К счастью, нас быстро нашли».
К слову, вместе с моряками и офицерами Балтийского флота судостроители за 10 лет, с 1943-го по 1953 год, уничтожили более 70 тысяч мин.
ПАМЯТНАЯ ДОСКА
Отметим, что по инициативе Николая Спиридонова на Балтийском заводе установлены мемориальные доски балтийцам – воинам Великой Отечественной войны и молодежной бригаде Балтийского завода.
На здании цеха номер 7 в 1965 году появилась мемориальная доска в честь судостроителей-балтийцев, погибших на фронте и под бомбежками в цехах. Также на заводе установлена памятная стела в честь 50-летия Победы. Имена балтийцев есть и на информационных стендах в заводских цехах.
«Николай Спиридонов – это человек удивительного характера. Герой, на которого нужно равняться. После войны еще не один год продолжалось разминирование Балтики и Финского залива, из-за огромного количества мин эти акватории иногда называли «суп с клецками». Разминирование позволило открыть важнейшие порты и спасло множество жизней моряков. Поклон тем людям, которые занимались этой сверхопасной, но такой нужной работой», – рассказал председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.
Справочно:
● После войны Николай Спиридонов остался на Балтийском заводе. Был электромонтажником на строившихся кораблях, разметчиком по чертежам, трудился в машинных отделениях и на электростанциях, работал старшим электриком на плавсредствах.
● У Николая Спиридонова более 20 наград. Но самые ценные для него – медали «За оборону Ленинграда», «За строительство атомного крейсера» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
● В 15 лет Николай Спиридонов уже работал в составе команды разминирования на морском тральщике.
● Николай Спиридонов проработал на Балтийском заводе 80 лет.