Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Институт истории РАН обновил мемориальную доску памяти погибшим в блокаду

Количество фамилий на ней увеличилось
Фото: Мария Мельникова/ Петербургский дневник

В Санкт-Петербургском институте истории Российской академии наук появилась новая мемориальная доска, посвященная памяти сотрудников, которые погибли в годы блокады Ленинграда.

Как рассказал директор института Алексей Сиренов, до этого дня доска в память погибшим в блокаду научным сотрудникам была, однако фамилий на ней было меньше.

«За годы памятная доска обветшала, поэтому мы решили обновить ее к 80-летнему юбилею снятия блокады, который мы будем праздновать в 2024 году. Кроме того, мы постоянно изучаем документы и узнаем новые фамилии сотрудников, которые не смогли дожить до снятия блокады, поэтому список, чью память мы чтим, постоянно пополняется. Сейчас на нашей мемориальной доске 21 фамилия, но, скорее всего, список будет пополняться, поэтому мы специально оставили место внизу», – пояснил он.

Интересно, что, несмотря на тяжелейшее положение, во время блокады научная жизнь в институте не замерла. Часть сотрудников ушла на фронт, часть эвакуировали, и они продолжали научную деятельность на новых местах, но и те, кто остался, работали. Например, 30 октября 1941 года состоялась защита на соискание ученой степени кандидата исторических наук И. В. Мешалина, он умер в 1942-м.

Однако главная задача, которая стояла перед сотрудниками института, – сохранение бесценных архивов.

«К началу войны директору Ленинградского архива Георгию Князеву было 54 года. Он не верил, что переживет блокаду, потому что у него были проблемы с ногами. 800 метров от дома до работы он преодолевал на коляске, а в кабинет мог подняться лишь с помощью жены или коллег. Однако в его дневниках рефреном звучит мысль: «Каждый должен делать все, что может и даже сверх этого. Я с этим полностью согласен», – сказал председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко.

Он добавил, что для него, как и для многих петербуржцев, блокада – это семейная история. «Моя бабушка закончила школу и пошла работать на завод. Для нее война началась неожиданно», – рассказал Тищенко.

Ведущий научный сотрудник петербургского Института истории РАН Елена Пиотровская добавила, что нужно помнить всех, кто погиб в блокаду. «Около пяти лет многие мероприятия нашего города устраивают акцию – сотрудники читают фамилии погибших в годы блокады. Уже понятно, что на нашем веку всех погибших не назовут, но эту традицию надо продолжать», – сказала она.

Закрыть