Галина Фомина: «Помню, с бабушкой ходили за хлебом»
Чем больше времени проходит с Дня Победы, чем больше поколений сменяется, тем меньше школьники знают о блокаде. Отчасти это объясняется тем, что их родители приехали из других городов и предков-блокадников в их семьях нет. Некому было поделиться воспоминаниями. Поэтому на наших встречах ребята порой задают странные вопросы.
Впрочем, некоторые встречи проходят очень тепло: например, в кадетском корпусе Следственного комитета России нам вручили медали в честь 75-летия Победы.
Когда началась война, меня увезли из деревни в Гатчинском районе. Это произошло за несколько недель до того, как ее захватили немцы. Во время войны я ходила в детский сад. Сначала на Лиговском проспекте, как раз там, где сейчас станция метро. Второй был на Большой Московской, а третий – у Пяти углов. По мере того как детей эвакуировали, детсады закрывались. И меня переводили. Но я так и прожила в Ленинграде до конца блокады.
Помню, как с бабушкой мы ходили за хлебом. Однажды увидели в парадной умершую замерзшую женщину. Нам не надо было ходить за водой, потому что были пожарные гидранты.
Хорошо, что взрослым хватало понимания объяснить детям, что нельзя есть весь хлеб сразу. Маленький кусочек, на один зуб, можно было съесть в самой булочной, просто для того, чтобы запах не валил с ног. А остальное растягивали. И дети усвоили эту премудрость так же, как и взрослые.