Борьба с преступностью ушла в виртуальное поле: прокурор Виктор Мельник рассказал о структуре преступности в Петербурге
– Сколько выявлено нарушений законов с начала года?
– В сфере надзора за исполнением федерального законодательства выявлено более 32 тысяч нарушений. Внесено свыше 6 тысяч представлений в целях их устранения. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 5,5 тысячи должностных лиц. В суды направлено 3 тысячи исков. По результатам прокурорских проверок возбуждено 138 уголовных дел.
В отношении правоохранительного блока также фиксировались нарушения. Для их устранения и защиты прав конкретных лиц прокуратурой вносились требования и представления.
В целом в истекшем полугодии в городе наблюдается снижение на 33,3% числа убийств, на 45% уменьшилось количество квартирных краж, почти на 25% – грабежей, на 13% – автоугонов, на 3,6% снизилось число преступлений, совершенных в общественных местах, на 3,5% – уличная преступность.
При этом продолжает расти число мошенничеств, 85% из которых, а именно более 7,5 тысячи преступлений, совершены с использованием ИТТ. Этот вид преступности включает деяния, совершенные с использованием сети Интернет, средств мобильной связи и банковских карт. Большая часть подобных криминальных проявлений направлена на хищение чужого имущества и квалифицируется как кража и мошенничество. Развитие подобных криминальных тенденций связано с цифровизацией общества, а также с особенностями киберпространства, его доступностью для широкой аудитории, анонимностью и трансграничным характером – большая часть звонков злоумышленников поступает с территории стран Восточной Европы.
В определенной степени на рост числа преступлений обсуждаемой категории оказывает влияние скоординированная работа правоохранительных органов, проводимая в целях их выявления и пресечения.
Органы прокуратуры города для борьбы с этими преступлениями стали привлекать к административной ответственности по ст. 13.2.1 КоАП РФ операторов связи, которые, видя подозрительный звонок из-за границы, пропускают его. Сейчас сотовые операторы, не желая выплачивать крупные штрафы, начали отсекать большинство сомнительных вызовов. Но, к сожалению, этот вид преступлений характеризуется появлением все новых, более изощренных способов мошенничества. Злоумышленники, встроившись в новостную повестку, продолжают манипулировать людьми. По постановлениям прокуроров уже возбуждено 35 административных дел в отношении операторов связи, которые не прекратили звонки с подменных телефонных номеров.
– Выработаны ли уже конкретные способы борьбы с телефонными мошенниками?
– С учетом крайней актуальности указанной проблематики в июне текущего года состоялось заседание круглого стола с участием губернатора города, а также представителей научного и судейского сообществ, руководителей правоохранительных органов, где предложено ввести уголовную ответственность для людей, способствующих совершению таких преступлений. Скажем, к пенсионеру, которого обработали по телефону, приходит молодой человек – «курьер», чтобы забрать накопления обманутого и перевести их злоумышленникам. Когда таких лиц задерживают, они разводят руками, мол, сказали забрать пакет, предложили денег, ничего не знаю. Вот за подобные действия необходимо ввести уголовную ответственность, чтобы все понимали, насколько это серьезно. Будем разрабатывать предложения по принятию соответствующих правовых актов.
– Какие результаты достигнуты в борьбе с незаконным оборотом наркотиков?
– Виртуальное пространство все чаще стало использоваться и для совершения других тяжких преступлений, в первую очередь в сфере незаконного оборота наркотиков. В 1-м полугодии 2023 года зарегистрировано свыше 1 тысячи таких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, которые совершались с применением ИТТ. То есть 32,8% всех выявленных фактов наркотрафика имели место в Интернете.
К сожалению, увеличивается количество молодежи, вовлекаемой в потребление и распространение наркотиков. Органами прокуратуры города в настоящее время принимаются масштабные профилактические меры для разрешения этой социально значимой проблемы. В частности, в каждом случае мы выясняем, где учится несовершеннолетний, с кем общается, выявляем источники поступления к нему наркотических средств и психотропных веществ, оцениваем, что сделала конкретная школа для формирования у подростка отрицательного отношения к наркотикам и вредным привычкам.
– Какие проблемы приходится решать в сфере ЖКХ?
– Чаще всего людей беспокоят качество и стоимость предоставляемых коммунальных услуг, злоупотребления со стороны управляющих компаний, их смена без учета мнения жильцов, возмущают проблемы с бытовыми отходами, неблагоустроенные придомовые территории. Все необходимые меры для устранения указанных нарушений прокурорами принимаются, в том числе по обращениям граждан.
Столкнулись с ситуацией, когда из-за нестыковки в базах данных часть жильцов не получала счета на оплату капитального ремонта. Человек мог жить в доме несколько лет и не платить по этой графе, а потом получить квитанцию, где ему выставили счет за прошедшие пять-десять лет. Срок исковой давности по этому вопросу – три года. То есть жилец может оплатить или с него взыщут сумму только за этот период. Но ремонт же выполняется, услуга оказана, получается, что, если человек не оплатит всю сумму добровольно, страдает весь дом. Со своей стороны, мы контролируем работу управляющих компаний, чтобы подобных ситуаций не происходило. Я ориентирую подчиненных прокуроров изучать квитанции, которые получают граждане, и потом сравнивать, за что они заплатили, и тогда, безусловно, мы будем дисциплинировать обслуживающие организации.
Остро стоит проблема расселения аварийных домов. В этом году на контроле 17 таких объектов, где проживает больше сотни семей. В результате принципиальной позиции прокуратуры 67 семей уже обрели новый дом.
– Тут возникают дополнительные трудности?
– Да, допустим, появляются новые члены семьи или людей не устраивает квартира, которую им предлагают. Все эти вопросы требуют дополнительного согласования и времени, но в целом решаются.
– Коррупционных преступлений стало больше или меньше?
– Для нас антикоррупционная деятельность не просто в приоритете, она стала еще более значимой. Прокуроры ориентированы на бескомпромиссную работу по выявлению коррупционных преступлений, предание коррупционеров суду и изъятие имущества, «нажитого непосильным трудом». Так, если в прошлом году количество преступлений коррупционной направленности составило около 600, то только за прошедший период 2023 года уже выявлено более 450 таких преступлений. Задача прокуратуры заключается в том, чтобы настроить весь правоохранительный механизм на четкую и слаженную работу по выявлению всех без исключения фактов коррупции, включая взяточничество. И благодаря именно такой работе в 2023 году количество вскрытых фактов взяточничества возросло почти на треть: с 83 до 113 преступлений.
Эффективное расследование коррупционного преступления не может ограничиваться только установлением виновных, в обязательном порядке следует принимать исчерпывающие меры по возмещению вреда.
Впервые за последние годы стоимость арестованного имущества и изъятых ценностей превысила размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
Так, если сумма причиненного ущерба от преступлений коррупционной направленности за 6 месяцев этого года составила 10,5 миллиарда рублей, из которых 3,5 миллиарда рублей уже возмещено в добровольном порядке, то в целях обеспечения возмещения оставшейся суммы ущерба арестовано и изъято имущество на общую сумму 10,3 миллиарда рублей.
– Как же с этим удается бороться?
– Данный вид преступлений отличает высокий уровень латентности. Поэтому любая их динамика является в первую очередь отражением результатов работы по их выявлению. Если по-простому – чаще стали ловить за руку. Замечу, что для прокуратуры важно не только наказать коррупционера, но и найти выведенные средства и приобретенное на них имущество: загородные дома, квартиры, машины и так далее, чтобы восполнить нанесенный бюджету урон. Сейчас чиновники редко переписывают имущества на жен и других родственников.
В этой связи при проведении проверок нами уделяется самое пристальное внимание кругу общения коррупционера, имуществу, которым он пользуется или к которому имеет доступ, дается оценка законности происхождения этого имущества, сопоставляются его задекларированные доходы и траты, приобретенные ценности. Это кропотливая и долгая работа по собиранию доказательств, но чиновники должны знать: любая схема прокуратурой может быть проверена, все тайное станет явным.
Иногда коррупционеры используют криптовалюту, что зачастую свидетельствует о связи с организованной преступностью. Для эффективной борьбы с такими схемами мы привлекаем IT-специалистов, налоговую, банки. От работников прокуратуры мы требуем творческого подхода к решению поставленных задач.
– Как защищаете права детей-инвалидов?
– Прокуроры остаются безусловным гарантом соблюдения прав детей-инвалидов. В ходе мониторинга выявлено 138 детей-инвалидов, которым назначено специализированное лечебное питание, но их заболевания не попали в федеральные и региональные программы. Наши работники обратились в суд, чтобы обязать профильные органы обеспечить этих детей необходимым питанием на безвозмездной основе. А также вышли к губернатору города с инициативой – внести дополнения в Социальный кодекс Санкт-Петербурга, чтобы урегулировать этот вопрос на региональном уровне.
Была проблема со специальным транспортным обслуживанием детей-инвалидов. Комитет по социальной политике определяет объекты, куда можно добраться, воспользовавшись этой услугой. Поликлиники, социальные учреждения… Столкнулись с ситуацией, когда по медицинским показаниям ребенку дают путевку в санаторий, однако воспользоваться спецтранспортом, чтобы от дома подъехать до места сбора для отправки на отдых, он не мог, потому что в перечне место стоянки таких автобусов не относилось к социально значимым объектам. После нашего вмешательства дети-инвалиды пользуются социальным такси для прибытия к месту отправки трансфера.
– Все сироты получат положенные квартиры?
– До 2025 года в бюджете города заложено почти пять миллиардов рублей на приобретение жилья для детей-сирот. В этом году дополнительно выделено еще 2,4 миллиарда. Расходование этих денег находится под нашим надзором. За первое полугодие заключены контракты на сумму в 7 миллиардов рублей – приобретено 1136 квартир.
Темпы строительства не всегда позволяют обеспечить всех жильем в срок. В среднем за год квартиры получает около 900 человек. На начало этого года в очереди 1105 сирот. Сейчас жильем уже обеспечено более 300 лиц, в отношении 250 квартир проводятся мероприятия по регистрации права собственности. Кроме того, прокурорами контролируется соблюдение сроков окончания строительства в четвертом квартале 2023 года 7 жилых комплексов, в которых запланировано предоставление сиротам в 2024 году свыше 850 квартир.
– Удается разобраться с невыплатами зарплаты?
– В результате вмешательства прокуроров удалось погасить задолженность по зарплате перед 900 работниками на общую сумму более 152 миллионов рублей. В том числе в организациях-банкротах. Это серьезные цифры, за которыми стоят судьбы людей.
Ранее у граждан было немного шансов получить деньги от разорившихся компаний. Сейчас прокуроры включаются в эти процессы. В том числе в арбитражный суд, новые полномочия позволяют нам добиваться положительных решений. Это еще один механизм, который позволяет нам защитить права людей и заставить недобросовестных работодателей выплатить положенную зарплату.
При этом стараемся «не бить по хвостам», то есть когда уже все случилось. Есть сигналы, на которые должны обращать внимание контролирующие органы. Допустим, мы видим, что от компании прекратились выплаты в фонд социального страхования, уже можно задать руководителю вопрос: что происходит? Часто люди сами не жалуются на ситуацию, верят обещаниям работодателя, что скоро все наладится. Как правило, работники так и не видят своих денег.
Если работодатель не платит своим сотрудникам зарплату более двух месяцев, ему может грозить уголовная ответственность. Руководство таких компаний пытается хитрить – меняют каждый два месяца директора. Если видим такие частые смены руководства, это сигнал вмешаться, значит, на предприятии что-то идет не так.
Бывает так, что организация заключила контракт на поставку сырья или оборудования с компанией из другого региона, но так ничего и не получила. В результате деньги вложены, процесс стоит, возникает угроза невыплаты зарплаты. Связываемся со своими коллегами в этих регионах и стараемся обеспечить законное исполнение условий контракта.
Еще одним важным направлением в работе является защита бизнеса. Компании, которые добросовестно исполняют свои обязательства, всегда получат защиту. Только в первом полугодии 2023 года после вмешательства прокуратуры предпринимателям выплачены долги по исполненным государственным контрактам в общем размере свыше 115 миллионов рублей. Кроме того, продолжаем защищать предпринимателей от «навязчивого контроля» проверяющих структур: прокурорами отклонено свыше 850 заявок о внеплановом вмешательстве контролеров в коммерческую деятельность.
– Сколько всего обращений граждан поступило с начала года?
– В первом полугодии 2023 года мы получили максимальное количество обращений граждан за последние 5 лет – более 83 тысяч.
– Что дают личные приемы горожан прокурорами?
– Я и мои заместители регулярно проводим выездные приемы граждан, предпринимателей как в районных прокуратурах, так и в органах власти, на предприятиях, в организациях. Прямое общение с петербуржцами позволяет из первых уст узнать проблемы, лучше понять их причины.
В таких приемах принимают участие и руководители органов исполнительной власти города, правоохранительного блока, что позволяет в кратчайшие сроки находить пути решения вопросов.
Мы исходим из принципа, что, если у одного человека возникла та или иная проблема, она может касаться и других горожан. То есть мы стараемся масштабировать решение вопроса. Допустим, есть жалоба на управляющую организацию. Необходимо проверить, является ли это проблемой конкретной квартиры или всего дома, а может быть, и всех зданий, которые обслуживает конкретная компания. Такой подход позволяет превентивно оказывать помощь горожанам в защите их законных прав.