Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Заслуженный учитель России Людмила Кабанова: «Главный совет родителям – доверяйте педагогам»

Она рассказала «Петербургскому дневнику» о том, как появляются династии учителей, каким образом избежать появления в классе учеников-изгоев
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Заслуженный учитель РФ с 60-летним стажем, педагог 226-го лицея Людмила Кабанова рассказала, как появляются династии учителей, каким образом избежать появления в классе учеников-изгоев и почему не стоит делать домашнее задание за своего ребенка.

С какого года ведет отсчет ваша династия учителей?

– В 1870 году старостой села Александровка Россошанского района Воронежской области был крестьянин Тимофей Чаленко. Его характеризовали как грамотного и работящего. В село из Воронежа время от времени приезжали молодые люди – «народники». Они учили людей грамоте. Одна из приезжих, Татьяна, стала женой Тимофея Чаленко, а ее сестра – женой его брата. У Тимофея и Татьяны родились четыре ребенка: Мария, Ксения, Вера и Семен.

Мария Чаленко (Геньба), моя бабушка, считается основателем династии. Она обучала сельских детей грамоте. Ее сестра Вера работала в детском саду. Отмечу, что в роду учителя могли быть и раньше, но достоверно это неизвестно.

Примечательно, что село Александровка было частью имения Владимира Черткова, друга писателя Льва Толстого. Однажды Чертков приехал в село с графом Толстым. Писателю очень понравилось пение крестьянского хора, детям, которые в нем выступали, Лев Толстой вручил пряники и конфеты. Помню, я еще была маленькая и спросила бабушку, сохранила ли она пряник, полученный от великого писателя. Она посмеялась и сказала, что нет, сласти были тотчас с удовольствием съедены.

Мария Чаленко после замужества переехала в город Россаш, где родила десятерых детей. Среди них моя мама Серафима (Геньба) – учитель русского языка и литературы. С годами род ширился, но большинство детей и внуков все так же выбирали профессию педагога.

– Представители разных ветвей семьи учат детей по всей России?

– Во многих регионах есть учителя из нашей семьи, включая далекий Калининград. Еще есть те, кто живет и работает в Германии и Прибалтике. В роду есть инженеры, военные, но большинство – педагоги.

Даже если сначала кто-то не захотел стать учителем, как правило, судьба складывается так, что профессия находит человека. Скажем, родственник из Ставрополя – военный. Но сейчас он стал преподавателем в военном вузе. Или у нас есть экономист – она планировала заниматься только финансами. Спустя какое-то время начала преподавать экономику.

Ваши дети тоже продолжают учительскую династию?

– Моя дочь – 36-й учитель, и, думаю, не последний в династии. У моей сестры дети тоже пошли в педагоги.

Когда весь род собирался, обсуждали ли особенности преподавания в разных регионах?

– Это особые встречи. Их называли малый и большой педсовет, в зависимости от того, сколько людей приехало. На улицу выносили несколько столов, пели, общались, но, так или иначе, разговор всегда переходил на учительство. Обсуждали актуальные вопросы, делились какими-то рабочими моментами и практиками.

У вас были сомнения в выборе профессии?

– Моя мама после войны десять лет проработала завучем в детском доме. Это было голодное время, но мама каждые выходные обязательно приводила с собой пять-шесть воспитанников. Устраивали обеды и чаепития. Детдомовским ребятам была очень важна домашняя атмосфера. Они даже составляли списки, кто пойдет в следующие выходные. Видя эту заботу о детях, я не сомневалась в выборе профессии – знала, что тоже хочу стать учителем.

– В первый рабочий день в качестве учителя было страшно?

– Страшно не было. Я постоянно посещала уроки мамы, для меня школа и преподавание стали родными с юных лет.

– Каким классам преподавали?

– Начальная школа. Мама всегда говорила, что первые классы – самые важные. Учитель может вылепить из ребенка хорошего человека, заложить правильную основу. Если начинать это с более старшими детьми, может ничего не получиться, ведь у них уже сформирован взгляд на мир.

В городе я была одним из первых учителей, которые начинали обучение ребят с шести лет. Была такая программа какое-то время. Потом ее прекратили, мне кажется, зря. Начальная школа идет четыре года. За два-три года мы с этими ребятами проходили всю программу, а последний год готовились к средней школе, куда они приходили уже подготовленными.

– Как сформировать у ребенка целостную личность?

– Прежде всего необходимо создать такую атмосферу, чтобы молодой человек хотел учиться в своем коллективе, классе. Сплочению коллектива, развитию творческих способностей ребенка очень помогал созданный нами классный театр «Огонек». Такое название ему дали, потому что огонек несет свет знаний, тепло общения, зажигает искорки творчества. Иногда ученик еле тянет учебную программу, тройка для него – золотая оценка, но он артист, отлично выступает в театре. И весь класс уважает его за его талант. Проще говоря, необходимо в каждом найти зернышко, то, в чем он лучший. Тогда в коллективе все будут уважать друг друга, не будет изгоев. Успех строится на взаимоуважении.

– Какой у вас трудовой стаж?

– В этом году 60 лет.

– Какие вам запомнились эпизоды, связанные с учениками?

– Их много. Приведу пару примеров. Мой муж был военным, и мы много ездили по стране. Вернувшись в Ленинград, я устроилась в 236-ю школу. Мне достался непростой класс. Мамы-одиночки, пьющие родители и так далее. В общей сложности 40 ребят с проблемами в семье. Моим гостем постоянно была сотрудник из детской комнаты милиции. Вместе с ней вечерами ходили по родителям – кого-то нет дома, другие пьют, внимание на детей – ноль.

Моим ученикам достался тяжелый старт, но мы быстро сблизились с ними, привязались друг к другу. Не раз они приходили ко мне домой, чтобы поговорить, попить чаю. Помню мальчика Сашу из очень неблагополучной семьи. Дело было, когда я закончила учить свой трудный класс, и они перешли в среднюю школу, а меня перевели на работу с шестилетними малышами. Вдруг стук в дверь, входит мальчишка в легкой курточке, а уже конец осени – холодно. Это мой Сашка. Он вытягивает руку и вижу, что она как будто окровавлена. И он спрашивает: «Людмила Валентиновна, вы когда-нибудь гранат пробовали?» Что я скажу, что пробовала? Нет, говорю, никогда. Оказалось, что его угостили фруктом, и он решил, что должен со мной поделиться. Отогрела его чаем и вместе полакомились гранатом. Меня тогда очень растрогало его отношение. Это показывает, насколько дети помнят доброе к себе отношение. В этой работе к детям надо всегда с душой, иначе никак.

Или еще пример: в 80-х годах прошлого века была телевизионная передача «Открытый урок», в которой я приняла участие. Мои ученики, которые уже подросли, пятый класс, увидели эту передачу. Они сбежали с урока, нарвали цветов и отправились к телецентру встречать меня. Конечно, там им объяснили, что это была запись. Позже нашли меня и вручили цветы. Этот детский порыв стоит многого.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Когда мне было за 60, я задумалась о выходе на пенсию. Но директор уговорила меня заняться работой педагога-организатора, которую выполняю и по сей день. Готовлю ребят на конкурсы – мы, к слову, часто занимаем первые места. Занимаемся с учениками подготовкой к праздничным мероприятиям, например, в этом году нашему лицею исполняется 55 лет. Это творческая и интересная работа. Отмечу, что я никогда не пользуюсь Интернетом: стихи, сценарии и прочее – все пишу сама.

– Как менялась с годами школа?

– В смысле оснащения, особенно в последние годы, стало значительно лучше. Есть проблема, что нередко молодые педагоги немного поработают и уходят в другие профессии. Не все оказываются готовы посвятить себя учительству – работе, которая поглощает тебя всего. Засыпать от усталости над тетрадями готовы не все. В то же время, когда ты увлечен своим делом, эта усталость не ощущается, каждый новый день вдохновляет тебя, мне быть педагогом всегда нравилось.

– Какой совет дадите молодым педагогам?

– Любить свою работу. А значит, принимать детей такими, как они пришли к вам, и стараться сделать их лучше. Добром делать. Не нотациями.

– А что скажете родителям?

– Доверяйте педагогам, верьте в них. Старайтесь воспитать в ребенке уважение к наставнику-учителю. Если ребенок чувствует, что родители учителя поддерживают, у него будет совершенно другое, ответственное отношение к учебе. Помогать ребенку с домашним заданием – правильно, тут главное – не делать за него всю работу. Надо воспитывать самостоятельность и трудолюбие.