Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Роман Королев

Петербургские археологи рассказали о находках на месте Борисоглебской церкви на Синопской набережной

Работы планируется завершить к середине сентября
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

По словам начальника археологической экспедиции научно-исследовательского центра «Актуальная археология» Николая Новоселова, все работы на объекте разбиты на несколько этапов. Это связано с тем, что остатки церкви расположены в границах нескольких кадастровых участков, для проведения работ на которых требуются разные согласования. На данный момент полностью завершены раскопки на юго-западном участке.

Раскрыть особенности

«В период функционирования храма его фундаменты находились под землей. Сейчас мы видим открытую кладку фундамента. Так фундамент церкви выглядел в момент строительства. Глубина от поверхности – более 4 метров. Перед западной стеной открыты остатки крыльца. Площадка крыльца опиралась на кирпичный свод. К нему с трех сторон подходили лестничные марши», –  рассказывает Николай Новоселов.

Кроме того, в храме был подвальный этаж (подцерковье). Археологам удалось обнаружить его остатки. Внутренняя часть выполнена из кирпича, а наружная – из камня. Также нашли и пол подвала.

«Под полом подвального этажа открыты каналы отопительных систем. Мы нашли остатки двух Аммосовских печей (система центрального отопления, названная так в честь своего создателя – российского военного инженера Николая Аммосова. – Ред.). От этих печей отходили горизонтально расположенные дымоходы (так называемые борова), которые проходили под полом подвала. По ним теплый воздух шел к вертикальным каналам в стенах храма. Таким образом отапливалось все здание. Сколько было установлено печей, пока сказать трудно, это можно будет сделать после раскопок основной части храма», – говорит эксперт.

По его словам, главная задача проведения археологических раскопок – раскрыть строительную историю этого здания: архитектурные особенности, прояснить вопросы, связанные с его возведением. Храм строили разные архитекторы и подрядчики, у каждого из них свой строительный почерк. Например, воздуховоды печей находились под полом, а не над ним, как чаще всего бывает. Храм строился из путиловского камня и кирпича. При строительстве использовались кирпичи разных производителей, их можно определить по клейму на самих кирпичах.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Рядовые находки

«Археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок, в большинстве случаев имеют случайное происхождение и могут относиться к разным историческим периодам. Как правило, они происходят из переотложенных слоев. Совсем не обязательно, что они связаны с храмом: фрагменты стеклянных флаконов, фарфоровой и керамической посуды, печных изразцов. Если удастся найти артефакты, связанные с периодом строительства или существования храма, это будет большой удачей», – делится Николай Новоселов.

Эксперт добавил, что храм закрыли в 30-е, а разрушили в конце 70-х. Был период, когда здание использовалось под склад. Если бы церковь разрушили сразу после закрытия, то вероятность найти церковную утварь сегодня была бы гораздо выше.

«Такие случаи были в моей практике, например, когда проводились археологические раскопки на месте церкви Рождества Христова на Песках. Там были найдены предметы церковного обихода и внутреннего убранства храма: фрагменты лампад, подсвечников, кадил, оклад иконы. В случае с Борисоглебской церковью, думаю, подобных находок ждать не приходится», – говорит эксперт.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Нуждается в музеефикации

«На месте проводимых археологических раскопок планируется возведение церкви Бориса и Глеба. Конечно, построить ее на том же самом историческом месте не получится – до сноса храм занимал территорию нынешней Синопской набережной. Сегодня эта набережная – одна из главных городских магистралей. Раскопки охватывают примерно 30 процентов исторической территории, которую впоследствии планируется музеефицировать, создав экспозиционную часть. Один из вариантов, который сегодня обсуждается, – создание стеклянного павильона, в который можно будет попасть из новой церкви и где можно будет увидеть фрагменты храма», – говорит Николай Новоселов.

В любом случае, отмечает археолог, проект воссоздания церкви будет согласовываться в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) – как именно будут воссоздавать, какая часть территории будет затрагиваться, какова судьба остатков храма.

Сами археологические раскопки планируется завершить к середине сентября.

К слову, над проектом воссоздания храма работает архитектор Михаил Мамошин.

«На сегодняшний день полным ходом ведется работа по проектированию. На данный момент ждем завершения ряда процедур по документации, чтобы быстро приступить к согласованию в КГИОП на предмет соответствия режиму охраны, высотности и архитектурному облику. На мой взгляд, с согласованием проекта не должно возникнуть никаких проблем», – говорит архитектор Михаил Мамошин.

По его словам, проектная документация в работе. Все процедурные загвоздки будут устранены до конца года.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»