Новый сезон в Александринском театре пройдет под знаком Мейерхольда
Для труппы Александринского театра новый сезон начался на несколько дней раньше, чем для зрителей. По многолетней традиции 30 августа, в день подписания императрицей Елизаветой Петровной указа о создании театра, в Великокняжеской усыпальнице собора Петропавловской крепости прошла церемония возложения алых роз на ее могилу.
Белыми розами почтили память и другой императрицы – Александры Федоровны, в чью честь в 1832 году и был назван театр.
В этот же день цветы легли и к памятнику Всеволоду Мейерхольду, который был установлен в мае этого года во дворе Новой сцены.
По Толстому и Горькому
Прежде чем рассказать о событиях нового сезона, художественный руководитель Александринского театра народный артист России Валерий Фокин подвел итоги прошлого. «Мы подготовили семь разных премьер. И все это, мне кажется, вполне удачно и убедительно», – сказал он.
По словам Валерия Фокина, в течение этого сезона Александринский театр выпустит несколько премьер. Это «Воскресение» по роману Льва Толстого, который поставит новый главный режиссер театра Никита Кобелев, и «Мать» по Горькому, который репетирует Константин Богомолов.
Диалоги и советы
В цикле «Монологи в царском фойе» покажут спектакль по переписке Екатерины II и Вольтера.
«Вообще, это малоизвестная тема, а там очень интересные диалоги и советы Вольтера, кстати, очень умные. Мало что меняется в истории, многое повторяется – это закон, я ничего нового тут не говорю. Поэтому, мне кажется, этот спектакль может быть любопытным», – отметил Валерий Фокин.
В спектакле заняты два народных артиста – Эра Зиганшина и Николай Мартон. Отвечая на вопросы «Петербургского дневника», старейший актер театра рассказал, что оба его моноспектакля – «Вертинский» и «Пушкин» – остаются в репертуаре театра.
«Точного названия спектакля пока нет. Будем вдвоем в Эрой Зиганшиной. Тема очень интересная. Так что настроение у меня бодрое», – порадовал Николай Мартон.
В январе 2024 года в этом же пространстве представят спектакль заслуженного артиста России Семена Сытника, посвященный 80‑летию со дня освобождения Ленинграда от блокады. Он создается по воспоминаниям александринцев военных лет.
Во второй половине сезона режиссер Николай Рощин начнет репетиции «Фауста» по произведению Гете, а художественный руководитель Национального театра Венгрии в Будапеште Аттила Виднянский будет репетировать спектакль о звезде мирового балета Вацлаве Нижинском.
Большая география
Разнообразна и гастрольная карта Александринки. Как сообщил директор Александринского театра Сергей Емельянов, уже в сентябре Александринка поедет в Сербию, где покажет на сцене Национального театра в Белграде гоголевскую «Женитьбу», а в Нови Саде и Нише – спектакль «Охота жить».
Гастроли продолжатся в ноябре в Ереване, куда также повезут «Женитьбу» и спектакль «Тварь». Театр планирует выступить в Уфе, Владимире и Суздале.
А в 2024 году Александринка отправится в Москву. «В Москве мы играем традиционно в МХТ имени Чехова. А спектакль «Один восемь восемь один» будем играть в Никулинском цирке на Цветном бульваре, я надеюсь. Собирались в Большом театре, но возникли технические сложности. Цирк нас ждет, звери ждут, все ждут. Никаких проблем нет ни с пиротехникой, ни с водой. Арена есть, манеж есть, цирк имеет театральный опыт», – приоткрыл секрет Валерий Фокин.
Завершится 268‑й сезон в июне 2024 года специальной версией постановки «Ксения. История любви». Спектакль покажут на открытой площадке Суздальского кремля в программе фестиваля II Конгресса национальных театров России.
Три фестиваля
9 февраля исполнится 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Для всего российского театра, и особенно для Александринки, этот режиссер значит очень много.
«Он неразрывно был связан с историей Александринского театра. Здесь он поставил около 20 спектаклей. И завершил свою деятельность тоже в Александринке, которая всегда имела для него огромное и важное значение», – подчеркнул Валерий Фокин.
Юбилею Мейерхольда посвятят спектакль Кирилла Люкевича «Мейер» по роману Сергей Кемпо. Его планируют показать на 7‑м ярусе театра в феврале будущего года.
На Новой сцене, которая с прошлого сезона носит имя Всеволода Мейерхольда, представят программу «Мейерхольдоведение», которая включает три фестиваля. Как уточнил генеральный продюсер Новой сцены Александр Малич, это фестиваль «Джаз М» (как известно, Мейерхольд обожал джаз и одним из первых познакомил с ним российскую публику), городской фестиваль вокруг юбилея великого режиссера, который пройдет в феврале, а также фестиваль, посвященный дню рождения Новой сцены, который намечен на май будущего года.
Кроме того, планируется выставка о Всеволоде Мейерхольде в дополненной реальности, серия перформансов перед спектаклями и большой лекционный курс.