Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Сооснователи проекта «Двери с помоек»: «Это детали, из которых и состоит наша жизнь»

С чем не нужно торопиться расставаться при ремонте квартиры? И в чем заключается обаяние слова «старье»? Об этом рассказали сооснователи проекта «Двери с помоек» Валентина Манн и Андрей Станкевич
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Валентина, проект называется «Двери с помоек». Вам действительно так небезразличны старые двери, от которых с радостью избавились владельцы?

– На мой взгляд, это самые беззащитные элементы исторической архитектуры, к которым к тому же совершенно незаслуженно относятся как к каким-то расходникам. А ведь они уникальные свидетели прошлого и многое могут рассказать об ушедшей эпохе.

Но стоит начаться ремонту в квартире или в доме, и первыми же жертвами становятся как раз двери. И окна, кстати, тоже. Поэтому изначально в названии проекта они также должны были упоминаться, но мы подумали, что получится слишком громоздко и некрасиво. Вот и оставили только слово «двери».

– А что значит «свидетели прошлого»? Какое время имеется в виду?

– Мы занимаемся в основном дореволюционными дверями и окнами. Поначалу брались и за «сталинские», однако быстро поняли, что нам не хочется с ними работать. Они, конечно, лучше, чем современная «столярка», и тоже уже часть нашего наследия, но это нам неинтересно. Да и материалы для их изготовления использовались совсем другого качества – сосна или елка. Тогда как раньше «скелеты» дверей делали из лиственницы. Очень приятная и благородная древесина! Да и для нашего климата лучше всего подходит.

– А как же орех или дуб? Благодаря литературе и кинематографу принято считать, что в старину в приличных доходных домах и в квартирах двери были именно такими.

– Эта древесина использовалась в основном в качестве отделочного материала. Но даже и без него двери и окна той эпохи похожи на шкатулки с секретами.

– И вы действительно такие «секреты» разыскиваете по помойкам?

– Мы создали наш проект в 2019 году и поначалу вот так прямо и устраивали рейды по дворам. Потом, когда мы появились в соцсетях, неравнодушные люди стали нам скидывать адреса. Получив такое сообщение, мы срываемся и едем порой на другой конец города, чтобы подобрать очередного выброшенного «пациента».

– Что происходит с найденной дверью дальше?

– Изначально мы планировали, что будем восстанавливать такие артефакты и устанавливать в те же дома, откуда они родом. Вдруг другие жильцы захотят восстановить исторический облик своей квартиры и поставить пусть и соседские, но все равно «родные» двери и окна? Конечно же, это оказалось утопией.

Сейчас у нас работа строится следующим образом. Двери хранятся в том виде, в каком мы их обнаружили. Все реставрируется только под заказ: человек через соцсети обращается к нам с конкретным запросом, и мы подбираем ему ту или иную историческую дверь, полностью соответствующую эпохе и архитектурному стилю его дома. Или реставрируем уже имеющиеся у него в квартире окна и двери.

– А «мы» это кто? И сколько вас?

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Мы – это сооснователи проекта. Нас семь человек. Причем поначалу думали, что заниматься всем этим будем в свободное время. Но оказалось, что это невозможно, и наше увлечение стало основным местом работы. Трудимся в мастерской днями напролет. При этом у нас нет какой-то отдельной специализации. Каждый может выполнять весь спектр реставрационных работ, начиная от снятия напластований краски и до восстановления расстекловки или утраченных деревянных деталей.

– И все профессиональные столяры и архитекторы?

– Нам пришлось стать ими. (Улыбается.) Можно сказать, что нашими учителями являются мастера прошлого. Особую радость в работе испытываешь, когда обнаруживаешь их ноу-хау. Смотришь и думаешь: вот они какие, хитрецы-молодцы! И столярные приемчики прошлого берем себе на вооружение.

Мне лично очень интересны следы давних переделок. Потому что для исправления повреждений столярам приходилось показывать чудеса мастерства и фантазии. Стандарты качества тогда были высокими, и люди тоже им соответствовали. Ремесло в те времена было сродни искусству. И это не может не завораживать. Ну и как все это можно взять и выкинуть на помойку в угоду «модному» ремонту?

– Какие-нибудь еще «приветы» из прошлого встречаются?

– Ну, например, надписи, которые прятались под слоями краски, нецензурные выражения, какие-то подсчеты в столбик или автографы вроде «Иван столяр». Видишь все это, и возникает нечто вроде сближения с людьми той эпохи.

– Тем более что они также были падки на модные штучки?

– Конечно. Например, достались нам однажды двери, где вместо филенок из массива дерева стояла толстая фанера. Появилось предположение, что все это советского периода. Но моя интуиция говорила обратное. Пришлось провести целое историческое изыскание, и выяснилось, что в 10-е годы прошлого века, когда фанера только-только появилась, она считалась писком моды в оформлении интерьеров. Такие двери с филенками из фанеры встречаются в домах на Петроградской стороне, которая как раз активно застраивалась доходными домами в начале ХХ века.

– Можете набросать обобщенный портрет жильца, который неравнодушен к истории общедомовой территории и своей квартиры?

– Обычно к нам обращаются люди среднего возраста, которые приобрели недвижимость. Причем чаще всего это приезжие. На историческое наследие они смотрят, как на труды атлантов: «Вот это да! Никогда в такой красоте не жил! Хочу, чтобы и дальше это окружало меня». И наоборот: полную незаинтересованность историей проявляют, как правило, петербуржцы, получившие квартиру в старом фонде по наследству. Вот тогда-то и делается ремонт «под ноль», хотя там могут оставаться старинные интерьеры.

– Андрей, теперь вопрос к вам. Двери и окна – это ведь не только «столярка»?

– Разумеется. Не меньшее внимание мы уделяем работе с фурнитурой. Изучаем ее и составляем каталоги, потому что каждому периоду времени соответствует не только определенный стиль, но и приемы производства. В общем, соблюдаем полную историческую достоверность, реставрируя фурнитуру и возвращая ее на место. Мы даже крепеж стараемся использовать старый. А если его не хватает, то берем новый, вороним его и искусственно старим.

– А как быть, если «родная» фурнитура не сохранилась?

– Используем подходящие по стилю и времени аналоги из наших запасов. Пополняем их, в том числе и благодаря походам по барахолкам. Особенно уважаем «Уделку»: там еще много чего можно найти.

– Кстати, о запасах: велики ли они?

– Ну, несколько сотен предметов есть точно. Тем более что фурнитура только петлями, ручками и задвижками не ограничивается. Это ведь еще и номерки, и таблички с названиями страховых обществ (такие «украшения» висели на дверях застрахованных квартир), и вентиляционные решетки. А дверные звонки – это вообще отдельный мир! Сколько там модификаций! Мне лично очень нравятся те, что имеют корпус из дуба. Вот где красота!

И за каждым таким артефактом своя история. О каждом можно долго рассказывать. Вот, например, почему многие старинные дверные ручки имеют Г-образную форму? А потому, что они изображают… рог изобилия. Вот кто бы мог подумать? Поэтому у нас есть планы начать устраивать выставки таких предметов. А в идеале мы хотели бы даже сделать свой музей.

– В чем же притягательность старинных дверей?

– Это детали, из которых на самом деле и состоит наша жизнь. И они помогают сохранять связь между прошлым и будущим. Раз уж эти предметы созданы и существуют, так давайте пользоваться таким бесценным ресурсом, потому что больше подобного уже никогда не будет. И это полезно для всех нас.