Ученые выяснили, что над Петербургом стало меньше «вредного» озона
Физики из Петербургского государственного университета (СПбГУ) провели уникальные измерения концентрации «вредного» тропосферного озона над Петербургом за последние 13 лет и выявили, что его концентрация постепенно снижается.
Как отметили в пресс-службе вуза, эта тенденция приводит к уменьшению парникового эффекта.
Работу выполнили в рамках гранта Российского научного фонда, в лаборатории, созданной по программе мегагрантов Министерства науки и высшего образования РФ.
По словам специалистов, озоновый слой защищает Землю от воздействия УФ-излучения, но озон может быть «хорошим» и «плохим». Тропосферный озон, который содержится в объеме 10% в нижней части атмосферы, является токсичным загрязнителем, он играет ключевую роль в химических и фотохимических процессах в тропосфере, обусловливая ее окислительную способность, а также является одним из основных парниковых газов, влияющих на радиационный баланс и изменение климата.
В Петербурге приземные концентрации озона регулярно измеряются на ряде станций для оценки качества воздуха, но этих данных недостаточно из-за малого времени жизни озона вблизи поверхности Земли. Поэтому измерения содержания тропосферного озона, сделанные в СПбГУ, уникальны для города.
Ученые отметили наибольшие концентрации ТО и ПКО в апреле каждого года. Это объясняется глобальной циркуляцией воздуха Брюера-Добсона – сначала тропический воздух поднимается в стратосферу, затем перемещается к полюсу (эти основы циркуляции были впервые изучены британскими учеными Гордоном Добсоном и Аланом Брюером). Воздух, обогащенный озоном, перераспределяется из тропиков в более высокие широты. Ближе к концу июля периодически наблюдается вторичный максимум содержания ТО, связанный, по всей видимости, уже с высокими температурами поверхности, ростом высоты пограничного слоя и ростом солнечной инсоляции, которые способствуют генерации озона у поверхности, последующему его накоплению и перемешиванию со слоями свободной тропосферы.
Ранее российские ученые нашли в Арктике новый вид водорослей.